Я боюсь, что это было упрощение. Мне все больше нравятся вещи простые. Я ценю изощренность, я люблю хорошее владение формой, но нравится – хотя это очень парадоксально и даже обидно звучит, – но мне нравится, что именно военная поэзия вернула пафос прямого высказывания, ощущение прямого высказывания. Потому что, по верному ощущению Новеллы Матвеевой, слово «караул» не выпишешь каллиграфически и не будешь выкладывать ромбиками. Есть ощущение, что переусложненность, маньеризм некий поэзию тормозил. Пафос прямого высказывания считался едва ли не чем-то неприличным до тех пор, пока стало неприличным отвлекаться.
Вот у меня был с Андреем Курковым диалог о том, а может ли сегодня поэзия существовать вне актуального контекста? И кстати говоря, такая же дискуссия идет в «Prosodia», там появилась статья об этом. Вот людей интересует вечное, а не интересуют реалии сегодняшнего дня. Но ребята, как же не ценить сегодняшний день за то, что в нем главные вопросы – как трубы во время ремонта – вышли на поверхность.
Ведь война идет всегда, а происходящее сегодня в России и Украине вывело всех на поверхность, оно как бы заставило всех осознать, что война не прекращается не на минуту. Что это нормальное состояние человечества, потому что все для нее рождены. У нее ни конца, ни венца, ни цены, и она безвозмездна. То есть это война не за что-то. Война идет постоянно. Главное занятие человека – воевать и умирать. Она вышла на поверхность. Я не думаю, что сегодня возможна какая-то более глубокая метафизика, более глубокий разговор о смысле жизни, чем то, что делают военные поэты – Аля Хайтлина, например. Кстати, те поэты, которые выступают апологетами Z-операции, они тоже нужны в общем контексте. Потому что пока зло не проявило лицо, с ним трудно бороться. А здесь они прямо все сформулировал так, что… Вот мы тут говорили с одним старшим товарищем (ну как старшим, старшим на год или два), что поэзия в защиту войны прежде всего поэзия глупая, а поэзия должна быть глуповата (по Пушкину), но глупой она быть не должна.
Поэтому я считаю отход от тематики актуальной не бегством, не экскапизмом, но просто нежеланием иметь дело с главными и серьезными проблемами. Просто как-то неинтересно.