Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы рассказать об эволюции вашего вкуса на протяжении литературной работы?

Дмитрий Быков
>100

Я боюсь, что это было упрощение. Мне все больше нравятся вещи простые. Я ценю изощренность, я люблю хорошее владение формой, но нравится – хотя это очень парадоксально и даже обидно звучит, – но мне нравится, что именно военная поэзия вернула пафос прямого высказывания, ощущение прямого высказывания. Потому что, по верному ощущению Новеллы Матвеевой, слово «караул» не выпишешь каллиграфически и не будешь выкладывать ромбиками. Есть ощущение, что переусложненность, маньеризм некий поэзию тормозил. Пафос прямого высказывания считался едва ли не чем-то неприличным до тех пор, пока стало неприличным отвлекаться. 

Вот у меня был с Андреем Курковым диалог о том, а может ли сегодня поэзия существовать вне актуального контекста? И кстати говоря, такая же дискуссия идет в «Prosodia», там появилась статья об этом.  Вот людей интересует вечное, а не интересуют реалии сегодняшнего дня. Но ребята, как же не ценить сегодняшний день за то, что в нем главные вопросы – как трубы во время ремонта – вышли на поверхность.

Ведь война идет всегда, а происходящее сегодня в России и Украине вывело всех на поверхность, оно как бы заставило всех осознать, что война не прекращается не на минуту.  Что это нормальное состояние человечества, потому что все для нее рождены. У нее ни конца, ни венца, ни цены, и она безвозмездна. То есть это война не за что-то. Война идет постоянно. Главное занятие человека – воевать и умирать. Она вышла на поверхность. Я не думаю, что сегодня возможна какая-то более глубокая метафизика, более глубокий разговор о смысле жизни, чем то, что делают военные поэты – Аля Хайтлина, например. Кстати, те поэты, которые выступают апологетами Z-операции, они тоже нужны в общем контексте. Потому что пока зло не проявило лицо, с ним трудно бороться. А здесь они прямо все сформулировал так, что… Вот мы тут говорили с одним старшим товарищем (ну как старшим, старшим на год или два), что поэзия в защиту войны прежде всего поэзия глупая, а поэзия должна быть глуповата (по Пушкину), но глупой она быть не должна.

Поэтому я считаю отход от тематики актуальной не бегством, не экскапизмом, но просто нежеланием иметь дело с главными и серьезными проблемами. Просто как-то неинтересно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему так мало романов вроде «Квартала» с нетипичной литературной техникой?

Понимаете, это связано как-то с движением жизни вообще. Сейчас очень мало нетипичных литературных техник. Все играют как-то на одному струне. «У меня одна струна, а вокруг одна страна». Все-таки как-то возникает ощущение застоя. Или в столах лежат шедевры, в том числе и о войне, либо просто люди боятся их писать. Потому что без переосмысления, без называния каких-то вещей своими именами не может быть и художественной новизны. Я думаю, что какие-то нестандартные литературные техники в основном пойдут в направлении Павла Улитина, то есть автоматического письма, потока мысли. А потом, может быть, есть такая страшная реальность, что вокруг нее боязно возводить такие сложные…

Не могли бы вы рассказать о сборнике «Стихотерапия», который вы хотели собрать с Новеллой Матвеевой? Как стихотворения могут улучшить самочувствие?

Понимаете, тут есть два направления. С одной стороны, это эвфония, то есть благозвучие — стихи, которые иногда на уровне звука внушают вам эйфорию, твёрдость, спокойствие и так далее. А есть тексты, которые на уровне содержательном позволяют вам бороться с физическим недомоганием. На уровне ритма — одно, а на уровне содержательном есть некоторые ключевые слова, которые сами по себе несут позитив.

Вот у Матвеевой — человека, часто страдавшего от физических недомоганий, от головокружений, от меньерной болезни вестибулярного аппарата и так далее,— у неё был довольно большой опыт выбора таких текстов. Она, например, считала, что некоторые стихи Шаламова, которые внешне кажутся…

Может ли женщина типа Милдред из романа Моэма «Бремя страстей человеческих» сделать мужчину счастливым?

Ну конечно, может! На какой-то момент, естественно, может. В этом и ужас, понимаете? А иначе бы в чем ее опасность? И такие люди, как Милдред, такие женщины, как Милдред, на короткое время способны дать, даже в общем независимо от их истинного состояния, от их истинного интеллекта, интеллекта, как правило, довольно ничтожного, способны дать очень сильные чувства. И грех себя цитировать, конечно, мне лет было, наверное, семнадцать, когда я это написал:

Когда, низведены ничтожеством до свиты,
Надеясь ни на что, в томлении пустом,
Пьяны, унижены, растоптаны, разбиты,
Мы были так собой, как никогда потом.

Дело в том, что вот моя первая любовь, такая первая…