Интеллектуала-то сделать можно, другой вопрос, что своим воспитанием вы не сможете повлиять на нравственные качества воспитуемого. Не то чтобы я верил абсолютно в его гены, в его всесилие предрасположенности. Это было бы скучно. Я думаю, что речь идет, скорее, о принципиальной нереализуемости такой программы, когда вы либо злом, либо добром пытаетесь воздействовать на человека. И то, и другое приводит его в нравственный путь. Либо он перестает сопротивляться, становится совершенно беззащитным и беспомощным тюфяком, либо он становится озлобленным, потенциально очень опасным мстителем.
Воспитывать человека можно чудом, происходящими с ним чудесами, которые расширяют его представление о реальности. Вот это, я боюсь, никто организовать не сможет. Это надо быть в как минимум Христом, а это тот минимум, который недосягаем. Как максимум, надо быть инопланетной цивилизацией, которая вторгается на Землю и устраивает те или иные вещи. Ну как у Анара в «Контакте», когда все эти чудеса объяснились в конце концов вторжением инопланетян. Я не думаю, что это сколько-нибудь реально. У меня есть ощущения, что мы сильно переоцениваем воспитание. Теория воспитания у Стругацких набросана очень эскизно. По Стругацким ведь как выходит: что человек воспитанный появится после такого же переворота, сравнимого по масштабам, после которого появился человек разумный и человек грамотный. Потому что сегодня воспитанность не востребована. Нравственность сегодня не востребована.