Войти на БыковФМ через
Закрыть

Кто ваши любимые исторические прозаики?

Дмитрий Быков
>250

Морис Симашко, наверное, хотя как раз это серьезная проза, не беллетристика. Дюма – вот пример исторической прозы, которую интересно читать. Честно говоря, затрудняюсь назвать. Ну вот «Джек-соломинка» – замечательный роман Шишовой, но, к сожалению, он единственный такой роман. Трудно назвать человека, который казался бы мне хорошим историческим писателем. Дрюон казался мне всегда очень скучным. Может быть, я не в свое время начал его читать. Наверное, не в свое. Наверное, это надо было лет в 12, а я его прочел в 18. Не фанат я Дрюона. А вот, кстати говоря, Моруа – у него замечательные портреты. Ромен Роллан, его исторические портреты из эпохи французской революции, по-моему, чудовищно скучны, как и все им написанное, простите меня, его любители.

И сам я, например, в 90-е годы выжил только потому, что мне повезло заплыть в теплую гавань с относительно чистой водой – в газету «Собеседник», где мы, благодаря Юрию Пилипенко, занимались тем, чем хотим, но при этом без ущерба для душевного здоровья и репутации. Таких сред было немного, такие среды гибли и лопались – как яковлевские «Московские новости», как Малкина и Прошутинской авторское телевидение, где тоже можно было оставаться человеком. Во всех этих сферах я работал, выжила «Новая газета», спасибо ей большое. Но чудовищное отношение к интеллигенции, презрение к ней (абсолютно необоснованное – обзывали ее «образованщиной» с легкой руки Солженицына, обвиняли в бесполезности), – это был, в общем, на самом деле, лучший класс российского общества. Просто он оказался неприспособленным к выживанию в упомянутой соляной кислоте, к игре по пацанским правилам. Поэтому этих людей не стало, поэтому вы имеете дело с тем, с чем имеете. Но, понимаете, ведь это же описано Гаршиным в той же «Attalea princeps»: когда пальма пробивает теплицу, развиваясь слишком быстро и разбивая ее крышу, она совершает самоубийственный акт. Она губит себя. Это неизбежно будет происходить. 

Потому что когда надстройка (простите мне эту марксистскую терминологию, но здесь она вполне обоснована) в своем развитии радикально обгоняет базис, она действительно роет себе могилу или пробивает крышу и попадает на лютый мороз. Советская интеллигенция разрушила ту теплицу, в которой она только и была возможна. Но это не значит, что эта интеллигенция была плоха. В теплицах произрастают идеальные, редкие, требовательные растения, но что же поделать, если они попадают потом в чудовищную среду?

Понимаете, у меня была такая в свое время колонка – «Песнь заполярного огурца». Почитайте, если хотите. В Заполярье вырастили огурец, а потом не стало денег на теплицы. Я ел, кстати, эти заполярные огурцы – на Чукотке, когда Абрамович туда прилетал, и свита журналистов из «Огонька» с ним летала. И я должен вам сказать, что эти заполярные огурцы – да, они нежизнеспособны. Я сам – один из таких продуктов заполярной селекции. Я вырос там, где интеллигенция вообще вырасти не могла, где она проросла чудом, где она работала и выживала из милости. Это просто повезло мне быть человеком более-менее адаптивным и напористым, продолжая заниматься своим делом.

 Вы бы видели, сколько  гениально одаренных молодых филологов, математиков, футурологов (прогнозистов будущего); людей, которых растили для совершенно другой среды, сколько людей не реализовались, замолчали на полдороги. Понимаете, даже не начало перестройки, а начало 80-х было ознаменовано появлением множества талантливых людей. Таких, как Олег Коробейников в Новосибирске, Александр Щеголев в Петербурге. Из них реализоваться смогли единицы. Из поколения, которое родилось в начале 60-х, кроме Пелевина и Щербакова, по большому счету, некого назвать. Ну, Тодоровский. Кстати, сколько народу спеклось! И они ведь не были одиноки – они начинали в довольно ярком потоке, это была, как говорила Матвеева, такая весна талантов. Этих людей было очень много. Но посмотрите, что с ними стало. Одни самым позорным образом «зетанулись», а до этого были просто закомплексованными неудачниками. А другие вообще пошли заниматься черт-те чем. Другие просто не выпустили ни одной второй книги после первой удачной или выживали в биографическом жанре или журналистике. А многие просто не выжили вообще. 

Я не говорю о трагической судьбе Бориса Рыжего, Дениса Новикова. Ведь Денис Новиков сказал:

А так: НЕНАВИЖУ

загулявшее это хамье,

эту псарню под вывеской «Ройял».

Так устроено сердце мое,

и не я мое сердце устроил.

Это нельзя было не ненавидеть. Люди, которые сформировались в 70-е годы, в 80-е и 90-е просто задыхались от отвращения. И никакой абсолютно вины советской интеллигенции в этом нет.  Просто события пошли по наихудшему сценарию. Торжество блатняка в условиях полного отсутствия институтов. Власть в школе после выхода на пенсию старой училке захватило бандитье. Это, наверное, естественно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как давно в литературе стала актуальной тема о проживании скучной и несостоятельной жизни? Использовали ли её авторы до Антона Чехова?

Ну конечно была. У Дюмы ещё в конце сороковых годов д'Артаньян восклицает: «Мне восемнадцать, а ничего не сделано для славы!» Раньше подобную фразу говорил Наполеон. Так что идея, что «вот мне уже сто лет»,— это вертеровская идея («Я так молод, а ничего не сделал»). Поэтому самоубийство становится до известной степени протестом против жизни как таковой: лучше покончить с собой, чем длить бессмысленное обывательское существование. Это очень старая романтическая идея. Она есть у Пушкина. Да и собственно говоря, она есть у Шота Руставели в самом начале тысячелетия: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Так что вряд ли вы найдёте…

Какие произведения Александра Дюмы заслуживают прочтения, кроме «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо»?

«Граф Монте-Кристо», по-моему, лучшая его книга, но я высоко ценю «Королеву Марго». Конечно, не всю трилогию, но «Королеву Марго», безусловно. Хотя и «Сорок пять» – это, конечно, замечательная книга. 

Потому у него был большой метафизический роман о Вечном жиде, насколько я помню. Конечно, надо читать «Записки учителя фехтования» в обязательном порядке. Наверное, имеет смысл почитать его новеллу «Семейство Ченчи». В числе многих историй, таких садомазохистских, это очень хорошая история. И потом, знаете, «Черный тюльпан» хороший роман. В принципе, конечно, я считаю, что «Двадцать лет спустя» лучше, чем «Три мушкетера». Он и интереснее, динамичнее, да и фигуры…

Видите ли вы в Гарри Поттере аналогию с «Тремя мушкетерами» Александра Дюмы?

Ну конечно. Собственно, 4 темперамента лежат в основе абсолютно любого бестселлера. Если Гриффиндор — это холерики (и, соответственно, Д'Артаньяны), то Пуффендуй — это сангвиники-Портосы, Когтевранцы — такие Атосы-флегматики. Я думаю, что Когтевран еще скажет свое слово. Пуффендуй его говорит в «Фантастических тварях». Ну и Слизерин — конечно, Арамис-меланхолик. Я меланхоликов вообще недолюбливаю. Арамисность, хитрость, карьеризм, такая определенная «мягкая сила» — это всё слизеринские черты.

Конечно, это 4 темперамента, и тут нет никаких принципиальных новизн. Идея 4-х темпераментов, еще начиная с Евангелия, стала системообразующей для бестселлера. Там можно спорить,…

Почему Александр Дюма рассказал историю мести в романе «Граф Монте-Кристо»? Осуждает ли автор своего героя?

Ну, в таких простых, плоских категориях — осуждает автор героя или нет?— в разговоре о большой литературе, я думаю, к таким категориям прибегать нельзя. Иное дело — считать ли «Графа» большой литературой? Я считаю, что «Граф Монте-Кристо» — это один из двух лучших романов Дюма. Второй лучший — «Королева Марго», с моей точки зрения. Я очень хорошо отношусь к «Мушкетерам». Я считаю, что это книга, в которой все рецепты бестселлера гениально соблюдены. И кстати, мне «Двадцать лет спустя» нравится больше, чем «Три мушкетера». Очень высоко я ценю и «Виконта». Нет, это совершенно великое чтение, ничего не поделаешь. Нравится мне и трилогия Шико (ну, где «Графине де Монсоро» и «Сорок пять»). Да все мне…

Согласны ли вы с Дюма, что «история — это гвоздик, на который писатель вешает свои произведения»? Не кажется ли вам, что российские политики на этот гвоздь пытаются повестить национальные интересы государства?

Фраза Дюма мне импонирует, поскольку история, во всяком случае в литературе, существует не для того, чтобы её аккуратно воспроизводить, а для того, чтобы видеть в ней наиболее эффектные конструкции. Что касается вешания государственных интересов, то есть использования истории — по формуле, кажется, Покровского — как политики, опрокинутой в прошлое, то это, конечно, не нравится мне. Но тут с этим, я боюсь, ничего не поделаешь. Эта участь истории такова, что она с каждым новым правителем получает новое освещение (и не только в России, к сожалению).

Да, действительно история используется как гвоздь, на который в данном случае вешают даже не национальные интересы, а вешают оппонента. Это…

По каким французским писателям можно судить о национальном характере?

Гюго — весь пафос французского характера, прежде всего его стихи, как ни странно, «Легенда веков». Вот Гюго в стихах, а особенно в переводах Антокольского, если вы не читаете по-французски,— это, конечно, французская душа с её такой громогласной патетикой. Во всяком случае, уж лучше эту патетику терпеть у Гюго, чем, например, у Барбье (тоже, кстати, хорошего поэта). Ну, помните:

Свобода — женщина с упругой, мощной грудью,
С загаром на щеке,
С горящим фитилем, приложенным к орудью,
В дымящейся руке.

Могучих лишь одних к своим приемлет недрам
Могучая жена.

Это мощные, конечно, стихи. Но Гюго человечнее гораздо, ну, просто талантливее. Гюго — гениальный…