«Граф Монте-Кристо», по-моему, лучшая его книга, но я высоко ценю «Королеву Марго». Конечно, не всю трилогию, но «Королеву Марго», безусловно. Хотя и «Сорок пять» – это, конечно, замечательная книга.
Потому у него был большой метафизический роман о Вечном жиде, насколько я помню. Конечно, надо читать «Записки учителя фехтования» в обязательном порядке. Наверное, имеет смысл почитать его новеллу «Семейство Ченчи». В числе многих историй, таких садомазохистских, это очень хорошая история. И потом, знаете, «Черный тюльпан» хороший роман. В принципе, конечно, я считаю, что «Двадцать лет спустя» лучше, чем «Три мушкетера». Он и интереснее, динамичнее, да и фигуры там сложнее. Очень интереснее просто поэт Арамис, для меня важный персонаж. Но, конечно, королева Марго, парфюмер Рене и, конечно, Коконнас – это те герои, которые обессмертили Дюма в любом случае.
Потом я когда-то с подачи матери – она делала композицию литературную, а я начитывал – перечитал записки Дюма о Кавказе. Я это делал для издательства аудиокниг «Ардис». И поскольку у меня времени не было этим заниматься, да и для матери это был интересный опыт (она любила в школе делать литературные композиции), я принес это издание, полный перевод кавказских записок Дюма и говорю: «Выбери что-нибудь поэффектнее, а мы тебе еще и заплатим». Для меня вообще давать деньги матери было пыткой, потому что она никогда не брала. Она как репетитор довольно прилично зарабатывала сама, а брать деньги у меня она считала унизительным.
Я мог бы ее полностью избавить от работы. Я помню, даже мне один подонок писал: «Как же вы не можете содержать мать, заставляете ее до 80 лет работать?» Попробуй ей кто-нибудь не дать работать! Это была ее жизнь. Она в больнице, в реанимации, медсестрам помогала подготовиться к поступлению, а вы говорите «не дать работать». И я давал ей этот текст Дюма, предложив выбрать эффектные куски. Она звонит через день и говорит: «Ты знаешь, ничего не могу подобрать. Все хорошо». И действительно, записки Дюма о Кавказе, при их наивности, при их этнографизме, при проговаривании вещей, которые русским прекрасно известны (например, что такое шашлык и с чем его едят), – это все равно блестящая книга. И мы с большим трудом от нее половину отрезали, отфильтровали, и я с большим наслаждением это начитал.
Русские записки Дюма – это лучше, чем у Кюстина. Потому что у Кюстина все-таки желчь какая-то бродит, а Дюма смотрит на это, как на печатный пряник. На нем столько интересного изображено, да и по вкусу это что-то любопытное. Вот, Дюма, его записки о путешествии по России, а особенно по Кавказу, особенно лермонтовская глава, – это, братцы, конечно, изумительно.