Ну, приемами самыми простыми. Как раз лучше всего переход личности из одного состояния в другое описан у Петрушевской в романе «Номер Один».
Там главный герой занимается изучением такого племени энтти. У энтти есть такая технология пересадки души. Душа может переходить из одного тела в другое. И вот он свою душу, свое «я» умудрился подсадить к такому человеку — явному братку, криминальному авторитету, преступнику. Подсадил свою интеллигентскую душу к нему, чтобы он приехал к его семье — к больному мальчику, к жене — и передал им деньги.
И дальше в этом громиле начинается мучительное противоборство души интеллигента и манеры, лексики бандита. И в конце концов побеждает тело бандита. Он насилует его жену, избивает мальчика. Потому что сильнее оказывается, условно говоря, бандитский дискурс.
Вот эта стилистическая борьба, взаимопроникновение двух речевых пластов сделаны виртуозно. Недаром Ия Саввина говаривала, что Петрушевскую надо играть как Моцарта — сберегая каждую ноту. Относится к тексту как партитуре. Ни малейшая импровизация там невозможна.