Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Какие стихотворения Осипа Мандельштама вы любите больше всего?

Дмитрий Быков
>250

Мне больше всего нравится период «Tristia», феодосийские стихи, крымские, «Золотистого меда струя…». Условно говоря, с 1917 по 1923 годы. И, конечно, я солидарен (тут уж приходится признать исключительную точность ахматовского вкуса) с Ахматовой, которая московский период начала 30-х, стихи 1932-1934 годов, ставила выше воронежских. Я бесконечно люблю воронежские вещи («Улыбнись, ягненок гневный…» или «Неизвестного солдата» — гениальное стихотворение, абсолютно, хотя уже больное, или «Я около Кольцова»), там гениальные есть стихи, но выше всего я ставлю московский период и самое начало воронежского («За Паганини длиннопалым…»). Лучше, чем «играй же на разрыв аорты» вообще нельзя себе ничего представить. Московские стихи — это «Квартира тиха, как бумага…», не в последнюю очередь «Мы живем, под собою не чуя страны…» — гениальное стихотворение, я абсолютно уверен. И уверен я в том, что если в «Восьмистишиях» попытаться считать коды, там глубина невероятная:

Еще обиду тянет с блюдца
Невыспавшееся дитя.
А мне уж не на кого дуться
И я один на всех путях.

Мне кажется, что «Вдруг дуговая растяжка…» — вот здесь очень точно почувствована природа его озарений, и «Мы поедем с тобою на А и на Б посмотреть, кто скорее умрет». Я московский период ставлю исключительно высоко, и страстно, конечно, люблю все стихи вокруг «Tristia», а лучшим стихотворением Мандельштама, наряду с «Ламарком» («Ламарк», мне кажется, самое пророческое стихотворение его, вот это описание расчеловечивания, спуска по подвижной лестнице); самое лучшее стихотворение Мандельштама и одно из лучших русских стихотворений двадцатого века (наряду, может быть, только с «Рождественской звездой» Пастернака) — это «Золотистого меда струя из бутылки текла…». Я не знаю, можно ли написать что-то более прекрасное. «Золотистого меда струя…» — это стихотворение, на мой взгляд, просто даже у Мандельштама не имеет себе равных по глубине, по гармоничности, по волшебной ясности, и по количеству пропущенных звеньев. «Я мыслю опущенными звеньями». Там экономия, скорость, движение колоссальные. Обратите внимание, что Мандельштам был темен только для современников. Современный школьник читает Мандельштама с какой-то поразительной легкостью.

Для меня, например, во многих отношениях был всегда темен «Неизвестный солдат». И в комментарии Олега Лекманова (такой опыт мгновенного прочтения) тоже подчеркивает очень многие свои, случайные, хаотические, первыми приходящие трактовки, такие полуслучайные ассоциации. Но мне кажется, что современный ребенок читает Мандельштама почти легко, почти без затруднений. Ну вот как мне кто-то сказал, что «ясность ясеневая, зоркость яворовая чуть-чуть красная мчится в свой дом» — это же просто листопад! А я читал массу толкований и думал: «Почему «чуть-чуть красная»? Может быть, это допплеровское смещение?» Но для меня этот феномен детского чтения Мандельштама, понятности Мандельштама показывает всю скорость, всю стремительность его поэтического развития и удивительный его загляд в будущее. То, что «Ламарк» Маковскому, прочитавшему его в «Новом мире» заграницей, показался ему совершенно темным, а мы сегодня читаем «Ламарка» и не понимаем, что там не понять? Стихотворение декларативное простое.

Точно так же очень многое понятно в «Воронежских тетрадях», понятно не интуитивно, а вполне логически, вполне рационально. Пожалуй, для меня сегодняшнего и для большинства школьников абсолютно загадочным и принципиально непостижимым остается разве что стихотворение Мандельштама «Пароходик с петухами». Вот там, где самое странное «не изволил бы в напильник шею выжать гусь»,— я думаю, что там все-таки какая-то ошибка чтения черновика. Мы же знаем это в записи Надежды Яковлевны, насколько я помню. В общем, стихотворение принципиально непонятное. Вот это:

И звенит будильник сонный —
Хочешь, повтори:
— Полторы воздушных тонны,
Тонны полторы.

Тименчик предполагает, что надо искать где-то в газетных новостях. Кстати, Лекманов показал, что поиски газетных источников текстов Мандельштама — очень перспективное занятие. «Вот с приговором полоса» — это черта его быта. Как все люди, отделенные от события, он болезненно прислушивается к открытым источникам информации и читаем между строк. «Сталин нас всех превратил в выжидальщиков» — писала Надежда Яковлевна. И это внимание к официальным источникам проскальзывает в 90 процентах воронежских стихов. Но думаю, что по-настоящему понять самого позднего, самого последнего Мандельштама,— это задача какого-то будущего поколения. Он лет на сто вперед заглядывал, мне кажется.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему отношение к России у писателей-эмигрантов так кардинально меняется в текстах — от приятного чувства грусти доходит до пренебрежения? Неужели Набоков так и не смирился с вынужденным отъездом?

Видите, Набоков сам отметил этот переход в стихотворении «Отвяжись, я тебя умоляю!», потому что здесь удивительное сочетание брезгливого «отвяжись» и детски трогательного «я тебя умоляю!». Это, конечно, ещё свидетельствует и о любви, но любви уже оксюморонной. И видите, любовь Набокова к Родине сначала все-таки была замешана на жалости, на ощущении бесконечно трогательной, как он пишет, «доброй старой родственницы, которой я пренебрегал, а сколько мелких и трогательных воспоминаний мог бы я рассовать по карманам, сколько приятных мелочей!»,— такая немножечко Савишна из толстовского «Детства».

Но на самом деле, конечно, отношение Набокова к России эволюционировало.…

Чьи биографические труды стоит прочесть для изучения литературы Серебряного века? Не могли бы вы посоветовать что почитать для понимания Мандельштама и Цветаевой?

Лучшее, что написано о Серебряном веке и о Блоке, как мне кажется,— это книга Аврил Пайман, американской исследовательницы, «Ангел и камень». Конечно, читать все, если вам попадутся, статьи Николая Богомолова, который, как мне кажется, знает о Серебряном веке больше, чем обитавшие тогда люди (что, впрочем, естественно — ему доступно большее количество источников). Эталонной я считаю книгой Богомолова и Малмстада о Михаиле Кузмине. Конечно, о Мандельштаме надо читать всё, что писала Лидия Гинзбург.

Что касается биографических работ, то их ведь очень много сейчас есть за последнее время — в диапазоне от Лекманова, от его работ о Мандельштаме и Есенине, до Берберовой, которая…

Что вы думаете о переписке Сергея Рудакова? Не кажется ли вам, что он психически был не здоров?

Раздавать диагнозы я не могу. Сергей Рудаков – это героически и трагически погибший человек, погибший в штрафном батальоне, куда его сослали из-за того, что он, будучи контужен на войне и работая в военкомате, пытался спасти от армии одного из… по-моему, кого-то из верующих… В общем, он пытался спасти от мобилизации человека, совершенно к войне не готового, совсем к ней не приспособленного. Положил душу за други своя. 

Сергей Рудаков… как поэта я не могу его оценивать, потому что недостаточно знаю, да и далеко не все стихи опубликованы. А по переписке… Ну есть же вот это определение Ахматовой: «Он сошел с ума, вообразив, что гениальным поэтом является он, а не Мандельштам».…

В чем залог успеха литературного объединения?

Если понимать под литобъединением ЛИТО петербургского образца, то в залог успеха только в том, что в его основе будет стоять талантливый человек. Как ЛИТО Лейкина, ЛИТО Яснова, ЛИТО Слепаковой, в котором я занимался. В Питере очень органична эта система ЛИТО. Вышли все они из литобъединения Глеба Семенова, который был гениальным педагогом прежде всего потому, что там был жесткач настоящий. Семенов никого не щадил. Я видел подборки Слепаковой, Кушнера, Житинского с его пометками на полях — это было безжалостно. Иногда напротив длинного и блестящего стихотворения стоит косая черта и написано: «Две строфы». Он жестко требовал сокращать, он выбивал многословие, прекраснодушие.

Он…

Можно ли сказать, что обсессии и компульсии – это проявление творческого духа?

Можно, почему нет? Об этом замечательно сказал Денис Драгунский, говоря о том, что у него было то, что является просто прерогативой сумасшедших. Огромное количество ритуалов, страхов, которые сопровождали его жизнь. И он нашел силы рассказать об этом только уже в зрелые годы. Это и страх за отца, который выражался во множестве компульсий. Да, это прерогатива людей, тонко чувствующих мир. Это особенность людей, у которых с миром более тонкая связь. Я так думаю. Или, может быть, это вариант сюжетостроения: человек защищается от сути мира, придумывая себе ритуалы. Значит, он видит эту суть, по крайней мере, чувствует ее интуитивно.

Вообще, компульсии – это такие конвульсии духа всегда. Я…

Что вы можете сказать о поэтике сновидений в стихах Осипа Мандельштама?

Я как раз делал доклад о поэтике сновидения на симпозиуме «Страх и муза», для конгрессеа по Мандельштаму. в нем я говорил вот о чем: точнее всех поэтический метод Мандельштама определил Блок, сказавший, что это «сны, лежащие в области искусства только». Это действительно поэтика сна. Но не хотелось бы здесь впадать в такое романтическое бла-бла-бла, говоря о прелести сновидения. Лучшие зрелые стихи Мандельштама — это сны, увиденные по мотивам мировой культуры. «Ламарк» — страшный сон, в котором герой путешествует по схеме Ламарка, увидев ее в реальности, и видит сон, как мы прошли разряды насекомых с наливными рюмочками глаз. Это, конечно, страшный сон — «у кого зеленая могила, красное дыханье,…

В чем роль и миссия таких поэтов, как Плещеев, Полонский, Никитин — которые как бы ехали в 3-м вагоне после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета?

Я бы первым среди них всё-таки назвал, конечно, Случевского как наиболее значительное явление — подчеркиваю, наиболее значительное явление — в поэзии конца века.

Понимаете, это тоже вопрос довольно непростой. Потому что в это время существовал Иннокентий Анненский — поэт, безусловно, гениальный, из которого вышла вся русская поэзия XX столетия. В нем есть всё. Как говорила Ахматова, «в нем есть даже Хлебников», цитируя некоторые его почти заумные стихи. Был Фофанов, был Надсон, был упомянутый Случевский, был поздний Фет. Были большие поэты — безусловно, большие — которым эта сугубо прозаическая, зловонная, страшно пошлая эпоха не дала развернуться и осуществится.

О…