Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино
Музыка

Какие песни Юлия Кима для вас самые любимые?

Дмитрий Быков
>250

Из самых любимых – «Карусель», «Пароход на реке», наверное, «На корабле» (это из поздних, «А подо мной беспредельное южное синее море…»): как я люблю эту вещь! Какая она превосходная!

А подо мной беспредельное южное синее море,

В котором плавают рыбы, дельфины скорее всего,

И говорят, и говорят они о счастье своем или горе,

А я смотрю как дурак и понять не могу ничего.

И никогда, никогда я не найду с ними общий язык…

Это огромная, огромная тема. Мог бы вспомнить и какие-то совсем веселые вещи типа «Бедного чижика». Но дело в том, понимаете, что для меня Ким всегда шире своей клоунской маски, гораздо интереснее. Я  ужасно люблю его трагические песни, такие как «Реквием» из «Московских кухонь». Он для меня все-таки явление такое гейневское, гейнеообразное, как говорил Маяк (у него было такое стихотворение). Поэтому его псевдоним  – Михайлов (лучший русский переводчик Гейне) – для меня далеко не случаен, хотя сам Ким эту связь отрицает. 

Он поэт, конечно, больной совести, заглушаемой ненависти к себе. Я не хочу в нем видеть явление радостное и гармоническое; нет, это явление тоже во многом эсхатологическое. 

Мы барыни-сударыни,

Принц разинет рот:

Похожи мы на спаренный

Зенитный пулемет.

И вот странное дело: когда я смотрел «Обыкновенное чудо» с кимовско-гладковскими песнями, меня поражала тревожная и мрачная интонация этого фильма. Невзирая на то, что фильм, казалось бы, идиллический. Я всегда со слезами перечитываю и смотрю эту пьесу, потому что она гениально сделана. Там весь четвертый акт – это лучшее, что есть вообще в русской драматургии ХХ века. Это такой прыжок выше головы! Страшно подумать, что Шварц мучительно писал эту вещь. Такое ощущение, что будто бог диктует. Понимаете, фильм Захарова не был идилличен – он был тревожен. И монолог Волшебника воспринимался не как благословение старого добряка, он воспринимался как манифест тревожного человека, обреченного на трагедию. Помните: «Мне предстоит пережить тебя: я, на беду мою, бессмертен». Это же, конечно, монолог бога. Монолог бога, который обращен к миру. И как бы, собственно, ему не пришлось, действительно, его пережить. Это довольно мрачная, я бы сказал, перспектива.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Существуют ли сейчас штампы на уроках литературы вроде цитаты Юлия Кима: «Чацкий любит Софью, которая любит Молчалина…». Возникли ли новые клише после советских лет? Используется ли сейчас термин «лишний человек»?

Нет, к сожалению, в этом довольно серьезная беда современных уроков литературы. Хотя хорошие учебники есть, к примеру учебник Игоря Сухих, можно пользоваться учебником Вайля и Гениса, можно пользоваться массой литературы, которую никак не запрещают учителю литературы привлекать, вплоть до теоретических работ Синявского (например, «История советской цивилизации»). Но концепции никакой навязываемой нет. И большинство продолжает ехать на советских штампах — на «лишних людях», хотя как раз «лишние люди» — это очень пошлый термин, и он ничего не объясняет.

Дело в том, что как раз один из главных сюжетных мотивов русской литературы, один из сюжетных узлов русской прозы девятнадцатого…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Что вы думаете о фильме «Профессионал» Жоржа Лотнера? Почему актер Жан-Поль Бельмондо так органично смотрится в роли майора?

Видите ли, какая история. Пафос «Профессионала» в том, что в честном бою профессионала победить нельзя. Ему можно только выстрелить в спину. И те люди, которые вас, профессионалов, нанимают, никогда не побояться вас сдать и в спину выстрелить. Они покровительствуют вам только до поры. Это к вопросу о дьяволе — покровителе художника. То есть до какого-то момента он вам покровительствует, пока вы ему не мешаете. Дальше или Бог должен вмешиваться, или надо, извините, соскакивать с этой иглы.

Что касается Бельмондо, мне он всегда был важен тем, что он человек высококультурный. Всю жизнь играл бандита, а был сыном скульптора, таким действительно очень наслушанным, насмотренным,…