Это трудный вопрос. Текст безоговорочно хороший. Там про мать — про старую мать. Как его проблематизировать? Там сказано «выделите главную проблему». Ну, главная проблема там, в этом тексте — это, безусловно, проблема отношения к старикам. Это совершенно очевидно. И проблема вообще отношения к родителям.
Может быть, действительно, если так, по системе Ильина, мы должны от литературы взять еще и какую-то школу любви, научиться любить. И потом этот текст Битова, как и все тексты Битова — они хорошо написаны. Всё-таки это прекрасный стиль, динамичное повествование.
Не всегда оно у него динамично. Я, скажем, далеко не фанат «Пушкинского дома». Но все его вот эти географические путешествия — «Птицы» или «Новые сведения о человеке», «Уроки Армении», вообще вся имперская тетралогия — это выдающаяся книги, конечно.
Вообще мне нравится идея дать детям этот текст для диагностической работы. Его и синтаксически интересно разбирать. Но ко мне однажды подошли несколько школьников — я русский-то сейчас не веду, но подошли с вопросом «А как вычленить здесь проблему?». Вот я бы вычленил проблему так.
Проблема же не обязана непременно касаться патриотизма. Это может быть проблема личная. Проблема семьи — да, это вполне себе легитимная тема. И потом, там же очень правильно, что отношение к родственникам меняется. Но это отношение зависимости. И это та зависимость, которую я приветствую. Это не зависимость властная, это зависимость родства. И она во многом делает человека человеком. Вот если хотите, так. Это тоже проблема.