Отечественных — нет, не могу. Мне кажется, единственный советский, по-настоящему фантастический фильм — это «Прикосновение» Мкртчяна, триллер советский. Не знаю, в чистом ли виде это фантастика, но это фантастика, конечно. Мне очень сомнительным кажется сегодня сам посыл экранизировать фантастику, потому что это имеет смысл делать не ради приключений, не ради трюка, а ради концепции, как это сделал Герман в фильме «Трудно быть богом». Его нельзя, конечно, назвать фантастическим, потому что он больше и шире любых определений, но это одна из моих любимых картин. А вот «Черновик» я не видел, я не знаю, зачем это сейчас экранизировать. Мир Лукьяненко довольно сложный. И идеи Лукьяненко в «Черновике» и в «Чистовике» довольно сложны. Это, в принципе, умные романы, это не приключения.
У него есть совершенно легкие вещи, космические оперы, книги, рассчитанные на мгновенное восприятие, но «Черновик» — это дилогия об альтернативных путях развития цивилизации, о том, уживается ли комфорт с прогрессом. Там много интересного. И мне кажется, что, если бы их экранизировать, то как-нибудь предельно буднично. Ведь он очень хорошо придумал, что порталы открываются в таких зданиях, мимо которых мы ходим постоянно и никогда не знаем, что там внутри. Трансформаторные будки, бойлерные, на которые мы всегда залезаем в детстве — нам всегда интересно узнать, что там,— но мы никогда туда не попадаем. У него в трансформаторной башенке находится портал в другие измерения, и никогда не знаешь, куда попадешь. Это прелестная придумка, и, мне кажется, что фильм надо было снимать с такой бундичной интонацией Московского двора, он должен быть совсем бытовой. И чем более бытовым будет этот фон, тем более сказочным будет этот мир, разворачивающийся внутри. Мне кажется, что это хорошо было бы сделать мультиком, но я не очень представляю, кто сейчас возможен в России, чтобы потянуть такую мультипликацию.