Ну, это без сомнения. Именно потому, что Эжен Головин, Евгений Головин с его экспериментами над собой, над веществами, над другими людьми — это такой русский Алистер Кроули. Но если у Алистера Кроули лучше всего именно стихи и проза, ныне нам доступные в гениальных переводах Кати Дайс, то у Головина как раз личность интереснее, а стихи довольно традиционные. И вот это самое печальное: человек ставит такое количество опасных для жизни экспериментов ради такого, в общем-то, ничтожного результата. Не скажу «ничтожного», но традиционного.
Самым талантливым человеком в кружке Южинского переулка был все равно Мамлеев. А Головин действительно такой классический персонаж 70-х годов. Вот я все думаю, как в «Диссидентов» ввести таких людей, такого героя, ведь было огромное мистическое подполье. Гадатели, спириты, описанные у Трифонова: они вызвали Герцена, а он им написал: «Мое пребежище — река». То есть фразу не только бессмысленную, но и безграмотную. Кстати, Герцен мог такое написать ради шутки.
Для меня, кстати, это мистическое подполье — самая интересная составляющая, и я, когда буду описывать диссидентскую среду — религиозных ли диссидентов по «Наследству» Кормера или мистиков-диссидентов, вот этих гадателей, — я все думаю, как их внести в текст. Единственный дельный совет мне дала Наталья Борисовна Рязанцева, к которой я, естественно, пошел перенимать опыт и как-то проситься, чтобы она, может быть, не то чтобы за меня написала, но придумала, как это написать. Так вот, она мне подсказала, что вводить героя, раскрывать героя надо по принципу тургеневского рассказа «Жид». Я очень люблю этот рассказ и помню, вчера перечитал и понял, что она нашла ход абсолютно точный. Но как это сделать прагматически? Но я найду. Главное, что мне показали, в какую сторону рыть. Нам, вомбатам, главное, чтобы показали, куда рыть.
Вообще до сих пор общение с Рязанцевой по плотности мысли — едва ли не самое удивительное испытание и едва ли не самый интересный диалог, который мне приходится вести. Это такой случай гениальности, который проявляет себя очень исподволь, но разительно. Я еще почитаю ее сценарии 70-х годов, где тоже много всякой диссидентщины скрыто.