Как вы определяете, какой метр подходит к определенному тексту?

Дмитрий Быков
>500

Боюсь, что это делается тоже по большей части подсознательно. Приходит мысль, и от нее отталкиваются две-три строчки. Как правило, размер уже есть. Очень редко мне приходит в голову поэтический сюжет, и я думаю, как бы его пересказать разными размерами. Обычно сам ритм истории; то, как она рассказывается, наводит на выбор размера.

Тут же видите, сразу возникает вопрос, который меня мучает. Тарановский открыл, а Гаспаров развил семантический ореол метра. Мы занимаемся семантическим ореолом метра не потому, что нас интересует ритмическое разнообразие, а потому, что мы действительно пытаемся понять (это главный вопрос): «Это в метре, в размере заложены те эмоции, которые заставляют нас плакать или смеяться, или это механизм культурной памяти, как называл это Гаспаров? И мы пишем этим размером потому, что предыдущая вещь, им написанная, вызывает у нас какие-то ассоциации. 

Ну например, как лермонтовские эти дактили – «Тучки небесные, вечные странники» – это всегда мотив одинокого, бесприютного странствия. Действительно, это потому что так используется в литературе? Или потому что это содержит в себе определенные интонации и повороты? Мне, конечно, ближе второе, потому что выводить употребление размера только из культурной памяти мне представляется не всегда верным. Есть вещи, которых мы не знаем. Но в любом случае, сама возможность разными размерами, с разной системой рифмовки рассказать одну и ту же историю – возможность изумительная, это трюк очень хороший.

Попробуйте иногда, вот как у Пастернака в «Докторе Живаго»: сначала пишет длинной, пятистопной строкой, потом решает сделать четырехстопный, и так он идет до тех пор, пока не нашел двухстопного анапеста, которым написана «Вакханалия». Вообще, поздний Пастернак любит возвращаться к классической просодии и короткой строке: «Плетемся по грибы. Шоссе. Леса. Канавы». Ну вот какие-то такие милые, зарисовочного плана стихи. Короткая строка имеет то преимущество, что она энергичнее, мнемоничнее, то есть лучше запоминается.

Вообще, я согласен с Давидом Самойловым, который сказал: «Четырехстопный ямб мне надоел. Друзьям б подарил трехстопный – он много расторопней». И действительно, трехстопный ямб «Последних каникул» – изуродованной, но совершенно гениальной поэмы – мне кажется очень динамичным и счастливым размером. И также я люблю двухстопный анапест с его важным поэтическим ореолом.

Тут же, понимаете, когда мы выясняем семантический ореол метра, мы очень часто наблюдаем, что модальность текста воспринимается абсолютно по-разному. Для кого-то, скажем, хорей – это размер игривый и ритмичный, а для других – для поклонников Введенского и вообще обэриутов – это размер смерти и безумия. Так что вот тут и крутись. Я не думаю, что это культурная память. Я думаю, что это заложено в самом звуке. Кстати говоря, звук и ритм – это, если уж на то пошло, основные понятия штейнерианства, и, конечно, отрицать их серьезную роль немыслимо. В любой штейнерианской коммуне танцуют беспрерывно, пытаясь поймать ритм вращения Земли.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему Иосифа Бродского называют великим поэтом? Согласны ли вы, что великим поэтом может быть только тот, кто окрасил время и его поэзия слита с эпохой, как у Владимира Высоцкого?

Совершенно необязательно поэту окрашивать время. Великим поэтом был Давид Самойлов, но я не думаю, что его поэзия окрасила время. И Борис Слуцкий был великим поэтом, и, безусловно, великим поэтом был Бродский, хотя и здесь, мне кажется, лимит придыханий здесь исчерпан. Но в одном ряду с Высоцким его нельзя рассматривать, это все-таки два совершенно разных явления. Тут не в уровне вопрос, а если угодно, в роли. Он сам себя довольно четко определил: «Входящему в роли // красивому Мише, // Как воину в поле, // От статуи в нише»,— написал он Казакову. Есть воины в поле, есть статуи в нише — это разные амплуа. Мне кажется, что, конечно, рассматривать Высоцкого в одном ряду с Бродским не стоит. Я…

Не могли бы вы назвать тройки своих любимых писателей и поэтов, как иностранных, так и отечественных?

Она меняется. Но из поэтов совершенно безусловные для меня величины – это Блок, Слепакова и Лосев. Где-то совсем рядом с ними Самойлов и Чухонцев. Наверное, где-то недалеко Окуджава и Слуцкий. Где-то очень близко. Но Окуджаву я рассматриваю как такое явление, для меня песни, стихи и проза образуют такой конгломерат нерасчленимый. Видите, семерку только могу назвать. Но в самом первом ряду люди, который я люблю кровной, нерасторжимой любовью. Блок, Слепакова и Лосев. Наверное, вот так.

Мне при первом знакомстве Кенжеев сказал: «Твоими любимыми поэтами должны быть Блок и Мандельштам». Насчет Блока – да, говорю, точно, не ошибся. А вот насчет Мандельштама – не знаю. При всем бесконечном…

Почему Петру Святополк-Мирскому нравился рассказ Исаака Бабеля «Соль»?
Каким местом читала книга? Если головой через глаза, то где там писано, что спекулянты спасают жидов?
26 авг., 12:25
ИФЛИ и советское образование
Спасибо, Дмитрий Львович, за чудесную лекцию, за оптимизм! Рано или поздно, такое будущее должно наступить!…
24 авг., 05:31
Знакомы ли вы с романом Леонида Габышева «Одлян, или Воздух свободы»?
Нам, евреям, не давали поступать в престижные вузы. Незабудунепрощу. * Меня, студента престижного вуза, заставляли…
18 авг., 20:23
Что вы можете рассказать про Вадима Антонова?
Рассказ Вадима Антонова "Графоман" был опубликован в журнале «Литературная учёба» в №2 1985 года, стр. 87-91. В…
06 авг., 18:49
О чем фильм «Послесловие» Марлена Хуциев? Почему герой Владимир не откликнулся на…
Каков автор - такова и статья! Бездарность, рассуждающая о шедевре, что может быть смешнее?!
06 авг., 12:57
Вложил ли что-то личное Юрий Олеша в книгу «Три толстяка» или это обычная сказка?
И туда же - восстание посуды из «Федорино горе» и мочалок из «Мойдодыра»
29 июля, 23:02
Почему фильм «Маленькая Вера» Василия Пичула имела такой сильный резонанс? Какие настроения…
Вот же мразь. Даже когда уже идёт война, когда Мариуполь известен все у миру, как многострадальный украинский город,…
16 июля, 04:26
Большой ли автор Владимир Сорокин? Как вы оцениваете его книгу «Наследие»?
Вопрос состоял из: 1) "Большой ли автор Владимир Сорокин?" и 2) "Как вы оцениваете его книгу «Наследие»?" По-моему, на…
04 июля, 17:14
Большой ли автор Владимир Сорокин? Как вы оцениваете его книгу «Наследие»?
И... Да... Как меня в детстве учили старшие товарищи, приобщавшие меня к литературе и музыке - "вещи висят в…
04 июля, 04:18
Большой ли автор Владимир Сорокин? Как вы оцениваете его книгу «Наследие»?
"скучно"?... Вы это о Сорокине так? То есть по-Вашему - он должен был Вас развлечь?... Он что же должен как скоморох на…
04 июля, 04:15