Войти на БыковФМ через
Закрыть

Есть ли авторы осмыслившие Великую Отечественную войну с христианской точки зрения?

Дмитрий Быков
>50

Нет таких авторов. Наверное, ближе всех подошел Виктор Франкл, но у него не христианская философия. Есть ли христианское произведение о Великой Отечественной войне? Она находится с христианством в слишком сложных отношениях. Не написано такой темы. Вот с точки зрения иудейской веры Холокост осмыслен многократно. А с точки зрения христианства нет. И в кино такого нет. Близок к этому «Мир входящему» Алова и Наумова. «Прокляты и убиты» Астафьева – тоже не об этом. Пытаюсь вспомнить: у Гроссмана нет этого.

Я пытаюсь найти произведения Войно-Ясенецкого, которые было бы можно интерпретировать. Но, понимаете, он Сталинскую премию получил за «Очерки гнойной хирургии». Его публицистика и богословие, наверное, все-таки, несколько другого рода. Я пытаюсь сейчас понять. Конечно, феноменально интересный человек, архиепископ Симферопольский  и Тамбовский. Даже в ссылке, по-моему, он художественных текстов не писал, хотя житие его  – это само по себе мощный художественный текст. Нет, я не могу назвать текст, который бы с христианской точки зрения осмысливал бы Великую Отечественную войну.

Знаете, наверное, некоторые стихи того же Даниила Андреева, наверное. Может быть, в какой-то степени какие-то стихи русских потаенных поэтов, таких, как Оболдуев. Нет, не нахожу. Кроме «Ленинградского Апокалипсиса» не нахожу, но это апокалиптическая вещь. Может быть, я не знаю. Но я не знаю текста, который бы с христианской точки зрения этого осмыслил. Может быть, это надо стоять на той высоте…

А, есть конечно, извините. «Гарри Поттер и Дары Смерти». А есть еще такая версия, что подобным осмыслением была книга Толкиена, трилогия Толкиена. Он же был одним из апологетов. Наверное, как же мне не приходила в голову такая хитрая мысль? Точнее, приходила, она же очевидна. Да, наверное, вот это. А, есть, есть! Роман Фолкнера «Притча». Вот, все есть. Но тоже – христианская ли это точка зрения? Это, скорее, ветхозаветная точка зрения. И потом, роман Фолкнера «Притча» даже я, считающий Фолкнера абсолютным гением (вслед за Ахматовой, за многими), – я бы все-таки «Притчу» не назвал бы его литературной удачей. Это все-таки не трилогия о Сноупсах, и уже тем более не «Шум и ярость», и даже не «Сарторис». Не знаю, я очень высоко ценю этот роман, но читать его мне скучно. Может кто-нибудь ещё напишет такой роман, потому что христианство – это такая вещь, которая не предполагает мгновенного осмысления, тут должна быть большая временная дистанция. Может быть, роман о ком-то из христианских мучеников…Может быть, «Молодая гвардия», если ее правильно написать, была бы таким романом. Но совместить христианство и рассказ о пытках очень трудно. Хотя христианство и есть рассказ о пытках: Христа пытали очень жестоко.

Другое дело, что эти люди молодые – они не знали о Христе. А если и знали, что он не приходил им на помощь в мыслях. Может быть, он приходил им на помощь реально. Трудно сказать. Подумайте, тут есть что осмыслить. Многого пока еще сказать нельзя. Мы присутствуем в канун великого духовного взрыва, когда все замолченные, запытанные, забитые страницы русской истории будут осмысляться и переосмысляться. Это будут более масштабные взрывы, чем взрыв оттепели. Потому что гораздо большая глыба приподнимается с груди России. Тут нужна еще великая роль христианской церкви в этом осмыслении. И Церкви сейчас придется – я много читаю текстов об этом, в том числе текстов православных… Люди, которые не просто называют себя церковными, а которые считают себя церковными, которые живут в церкви… Так вот, им предстоит огромный труд в том числе и по переосмыслению российской истории последних двух веков. Это будет ужасно интересно. Я до этого доживу, и я приму в этом участие. Вот где Россия своего Нобеля-то отхватит. Но это, конечно, очень трудно. Придется избавиться от огромных рудиментов рабства, которые во всех нас сидят.

Кстати, я думаю, что роман с христианской точки зрения о «Молодой гвардии», где они тоже мученики христианские… Понимаете, в христианстве нет садомазохизма, нет упоения пытками.  А в России он есть – этот образ величия, открывающегося через пытку, как во французском фильме «Мученицы» – талантливом, но чудовищном. Через боль ничего открыться не может, вот в чем дело.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы рассказать о Пере Лагерквисте?

Понимаете, какая штука? Норвежская, шведская, в целом скандинавская литература в XX веке переживала примерно то же, что переживала и русская: это было воспроизводство гениальной вспышки на рубеже веков более простыми средствами. Там были действительно выдающиеся поэты и выдающиеся прозаики тоже (в меньшем количестве), но такой вспышки, как Ибсен, Стриндберг, Лагерлеф, ещё несколько имен можно назвать, начиная с Андерсена, если уж на то пошло,— такой вспышки датская, норвежская, шведская литература не переживала. Либо были выдающиеся детские тексты (это в первую очередь Линдгрен и Янссон), либо были замечательные стихи, но по большому счету это было воспроизводство: труба пониже и дым…

Существуют ли научно-фантастические поэмы?

Научную поэзию в 20-е годы пытался без особого успеха разрабатывать Валерий Яковлевич Брюсов, который вообще был большой новатор и экспериментатор. Но поскольку интересовал его в жизни по-настоящему только садомазохизм, его стихи на любую другую тему обладают, при некотором блеске формы, известной бессодержательностью. То ли дело «Египетские ночи», которые он из пушкинского наброска превратил в полновесную 6-главную поэму.

А что касается научно-фантастической поэзии, то здесь на память приходит прежде всего поэма Семена Кирсанова «Зеркала». Кирсанов вообще, понимаете, мечтал быть прозаиком. Ему всё время приходили сюжеты, которые он продавал разным людям вроде, например,…

Что вы читали из эзотерической литературы? «Радикальное прощение», «Трансерфинг реальности», «Подсознание может всё»?

У вас, понимаете, какое-то, Шувалов дорогой, какое-то у вас странное представление об эзотерике. Если говорить об эзотерической литературе, то я в разное время, еще в эпоху бледных ксероксов, читал всякого рода «Тайную доктрину». Елена Блаватская на меня впечатления не произвела, Николай и Елена Рейрих произвели впечатление однозначно плохое, такая дурная напыщенность. Тексты русских масонов, опубликованные Андреем Никитиным, скорее, мне понравились, показались какими-то беспомощными. Я имею в виду дело ленинградских розенкрейцеров и их же сказки, их фантастика, их же «Верхние ионы», это все напечатано. Естественно, эзотерической литературой я считаю Даниила Андреева, который на…

Не кажется ли вам странным в «Апокалипсисе от Кобы» Радзинского, что верный Фудзи решился на бунт против Кобы только накануне Апокалипсиса? Не выглядит ли долготерпение соратника неправдоподобным?

Ну, но совершенно правдоподобно. И дело в том, что я уже писал когда-то об этом — роман Радзинского именно про Фудзи, а не про Кобу. Дело в том, что этот человек сохраняет лояльность Кобе не из любви к нему, конечно, и в общем даже не из присущей ему теории, что именно Коба при всех своих минусах и есть гарант развития России. Это была такая точка зрения, что хорош или плох Сталин, но это красный царь, и нам надо в него вцепиться, потому что без него не будет никакой России. Такая точка зрения есть. Есть она и применительно к Путину. Это довольно пошлая точка зрения, но опровергать её, по-моему, бессмысленно.

У Кобы и у Фудзи отношения совсем другие. Там не зря цитируется замечательный пассаж из Даниила…

Как русских писателей повлияла их вынужденная эмиграция? Останься Набоков в России, расцвел бы его талант?

Набоков бы не сформировался потому, что тема изгнания для него главная. Или даже я бы сказал: тема хорошего поведения в изгнании. Это заставило его всю человеческую участь, человеческую судьбу трактовать как изгнание, шире — как изгнание из рая (из рая детства, из рая прошлой жизни). Поэтому Набоков вне изгнания не сформировался бы, мне кажется.

Что касается остальных. Видите, тут всё зависит от того, куда происходит изгнание. Масштаб территории страшно влияет на масштаб писателя. Отъезд в Америку для Рахманинова, для Алданова был, в общем, равной заменой, потому что Америка и Россия симметричны. Набоков, тоже оказавшийся там в конце концов. Мне кажется, что переезд во Францию,…