Нет таких авторов. Наверное, ближе всех подошел Виктор Франкл, но у него не христианская философия. Есть ли христианское произведение о Великой Отечественной войне? Она находится с христианством в слишком сложных отношениях. Не написано такой темы. Вот с точки зрения иудейской веры Холокост осмыслен многократно. А с точки зрения христианства нет. И в кино такого нет. Близок к этому «Мир входящему» Алова и Наумова. «Прокляты и убиты» Астафьева – тоже не об этом. Пытаюсь вспомнить: у Гроссмана нет этого.
Я пытаюсь найти произведения Войно-Ясенецкого, которые было бы можно интерпретировать. Но, понимаете, он Сталинскую премию получил за «Очерки гнойной хирургии». Его публицистика и богословие, наверное, все-таки, несколько другого рода. Я пытаюсь сейчас понять. Конечно, феноменально интересный человек, архиепископ Симферопольский и Тамбовский. Даже в ссылке, по-моему, он художественных текстов не писал, хотя житие его – это само по себе мощный художественный текст. Нет, я не могу назвать текст, который бы с христианской точки зрения осмысливал бы Великую Отечественную войну.
Знаете, наверное, некоторые стихи того же Даниила Андреева, наверное. Может быть, в какой-то степени какие-то стихи русских потаенных поэтов, таких, как Оболдуев. Нет, не нахожу. Кроме «Ленинградского Апокалипсиса» не нахожу, но это апокалиптическая вещь. Может быть, я не знаю. Но я не знаю текста, который бы с христианской точки зрения этого осмыслил. Может быть, это надо стоять на той высоте…
А, есть конечно, извините. «Гарри Поттер и Дары Смерти». А есть еще такая версия, что подобным осмыслением была книга Толкиена, трилогия Толкиена. Он же был одним из апологетов. Наверное, как же мне не приходила в голову такая хитрая мысль? Точнее, приходила, она же очевидна. Да, наверное, вот это. А, есть, есть! Роман Фолкнера «Притча». Вот, все есть. Но тоже – христианская ли это точка зрения? Это, скорее, ветхозаветная точка зрения. И потом, роман Фолкнера «Притча» даже я, считающий Фолкнера абсолютным гением (вслед за Ахматовой, за многими), – я бы все-таки «Притчу» не назвал бы его литературной удачей. Это все-таки не трилогия о Сноупсах, и уже тем более не «Шум и ярость», и даже не «Сарторис». Не знаю, я очень высоко ценю этот роман, но читать его мне скучно. Может кто-нибудь ещё напишет такой роман, потому что христианство – это такая вещь, которая не предполагает мгновенного осмысления, тут должна быть большая временная дистанция. Может быть, роман о ком-то из христианских мучеников…Может быть, «Молодая гвардия», если ее правильно написать, была бы таким романом. Но совместить христианство и рассказ о пытках очень трудно. Хотя христианство и есть рассказ о пытках: Христа пытали очень жестоко.
Другое дело, что эти люди молодые – они не знали о Христе. А если и знали, что он не приходил им на помощь в мыслях. Может быть, он приходил им на помощь реально. Трудно сказать. Подумайте, тут есть что осмыслить. Многого пока еще сказать нельзя. Мы присутствуем в канун великого духовного взрыва, когда все замолченные, запытанные, забитые страницы русской истории будут осмысляться и переосмысляться. Это будут более масштабные взрывы, чем взрыв оттепели. Потому что гораздо большая глыба приподнимается с груди России. Тут нужна еще великая роль христианской церкви в этом осмыслении. И Церкви сейчас придется – я много читаю текстов об этом, в том числе текстов православных… Люди, которые не просто называют себя церковными, а которые считают себя церковными, которые живут в церкви… Так вот, им предстоит огромный труд в том числе и по переосмыслению российской истории последних двух веков. Это будет ужасно интересно. Я до этого доживу, и я приму в этом участие. Вот где Россия своего Нобеля-то отхватит. Но это, конечно, очень трудно. Придется избавиться от огромных рудиментов рабства, которые во всех нас сидят.
Кстати, я думаю, что роман с христианской точки зрения о «Молодой гвардии», где они тоже мученики христианские… Понимаете, в христианстве нет садомазохизма, нет упоения пытками. А в России он есть – этот образ величия, открывающегося через пытку, как во французском фильме «Мученицы» – талантливом, но чудовищном. Через боль ничего открыться не может, вот в чем дело.