Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы думаете об Александре Пушкине как о редакторе журнала «Современник»?

Дмитрий Быков
>250

Тут интересно. Есть две концепции пушкинского редакторства, но у нас, к сожалению, слишком мало материала на шесть номеров «Современника», им частично собранных. Всего лишь четыре он успел выпустить. И всего год его, собственно, редакторской работы, если считать подготовительный период, то полтора. Одни считают, что «Современник» был полностью неудачным проектом, который заиграл какими-то красками только с появлением в нем Некрасова в 1847 году. Плетнев поддерживал его существование еле-еле, оно тлело. Но видите ли, Пушкин действительно терял подписчиков. Их было в хорошее время шестьсот, потом оно спустилось, насколько я помню, до трехсот шестидесяти. Я точно не помню этих цифр, но есть одна из последних пушкинских заметок для «Современника» — заметка об утрате, о потере адреса подписчика из Торжка. И он просит его ещё раз прислать.

Понимаете, так жалко подумать о том, что Пушкину дорог был каждый подписчик «Современника», потому что это были какие-то копейки… Ну не такие уж и копейки, по тем временам, которые он намеревался таким образом собрать. Вот интересно было бы, кстати, проследить адрес, найти этого подписчика из Торжка. Кто в Торжке — он не был тогда, конечно, так провинциален, как сегодня, все-таки был известен, как столица золотого шитья и пожарских котлет, но, конечно, это далеко не духовный центр. И вот очень интересно, кто выписывал в Торжке «Современник»? Как коммерческий проект — это была полная неудача. Как потенциальное место для публикации собственных текстов, в частности, «Капитанской дочки»,— это неплохая история. Синявский же сказал Розановой: «Нам нужен свой журнал, потому что больше нас никто печатать не будет».

Пушкин находился в изоляции — что мы будем прятаться от этого факта? Он говорил графу Владимиру Сологубу, что надо, значит, в оппозицию уходить. «Так ведь уже нет оппозиции» — пытался ему Соллогуб объяснить. Бешенство и одиночество Пушкина в эти минуты очень понятно. «Современник» планировался как собственная трибуна, другой-то не было. Вот вторая версия, которая как раз предполагает, что Пушкин опередил свое время, но задумал весьма талантливый и перспективный проект — она сводится к тому, что в условиях реакции (а реакция зашла уже в это время очень глубоко и переходит постепенно в стагнацию полную) нет никакого другого выхода, кроме как просвещать, во-первых, и объединять все умственные силы.

Наверное, Пушкин делал консервативный журнал. Но при этом он же предполагал пригласить Белинского, который, несмотря на свою нередкую в это время молодую и задорную ругань, даже в адрес самого Пушкина… а Белинский, кстати, о «Современнике» отозвался довольно скептически, похвалив только «Путешествие в Арзрум». Там сказано у него, что «…есть такие, которые ничего не могут делать плохо, вот и Пушкин из их числа. Но «Путешествие в Арзурм» ничем особенным не значительно». Так вот, невзирая на резкость и такую, я бы сказал, вспыльчивость молодого Белинского, Александр Сергеевич планировал позвать его в журнал. Он только говорил, что «… статьям господина Б. не достает обдуманности. Хотелось бы более обдуманности». Вопрос о том, в какой степени он собирался регулярно привлекать Гоголя как критика журнального, обсуждаем, но Гоголя он печатал. Он — я уверен абсолютно, что печатал бы и Лермонтова, и Краевский бы его, конечно, не удержал.

У меня есть ощущение, что «Современник» был задуман как энциклопедический проект, собирающий, объединяющий вокруг Пушкина всех сколько-нибудь одаренных и думающих людей. Ну напечатал же он Тютчева — «Стихотворения, присланные из Германии». Соответственно, я думаю, что это был бы такой энциклопедический, объединительный, гуманистический орган, и ничего, кроме просвещения — когда у тебя вот настолько связаны руки,— наверное, делать нельзя. Я по-разному, я сложно отношусь, вообще, к концепции толстого журнала российского. Я вовсе не думаю, что толстый журнал — это вот такой абсолютный оплот добра и красоты. Но были в России ситуации, когда кроме толстого журнала, ничего не имеет смысла. И поэтому, я подозреваю, «Современник» был не худшим вариантом. Думаю, что Пушкин как редактор журнала — это в каком-то смысле страшно опережающий свое время проект Твардовского во главе «Нового мира», вот так скажем. А вообще, большому поэту в силу такой гармоничности его мирочувствования, мировоззрения, редактировать толстый журнал правильно. Это не значит, что я себя продвигаю на эту должность, я уже говорил о том, что руководство какими-либо проектами, кроме очень локальных — вот романных, и так далее, я на себя брать не буду в ближайшее время.

Я получил, кстати, порядка шестидесяти, пятьдесят семь, если быть уж совсем занудой, романных фрагментов. Из них три мне подошли. Это не потому, что все написали плохо. Примерно половина — ну, половина это трэш абсолютный, я из этого исходил. Другая половина — это очень качественно написано, слишком качественно. Но мне нужна динамика в этом романе, понимаете? Помню, как Новиков Владимир нам все время повторял тыняновскую формулу: «Литература — это динамическая речевая конструкция». Нужно больше динамики. Если вы умеете что-то хорошо описывать, то ради бога. Как-то в Питер приехал Франк Тилье — очень интересный человек, и романы его интересные, там в особенности «Страх» или там «Красный пояс» — не, очаровательный писатель. Но он хороший рассказчик, хорошо говорит. И вот я его спросил, по-английски мы разговаривали, частично нам переводчица помогла: «Что интересно?» И он сказал, что только темпом можно удержать современного читателя, только бешеным ритмом. Я говорю: «Ну а как же еда и секс?» Он говорит: «Я вот с ужасом замечаю, что моим героям некогда заняться едой и сексом, они постоянно путешествуют. Это единственное, чем я могу удержать читателя. Вот ритмом. Тот, кто владеет ритмом, владеет миром». Эта его формула мне тоже очень понравилась.

Я боюсь, что ритмом не владеет большинство авторов — ну, мне приславших. Три фрагмента — да, замечательные. Я разослал письма, кто ещё не получал, тем напишу, но три мне очень подошли. С тремя я буду работать. Соответственно, пока отпадает необходимость в помещении, потому что не так много участников проекта, чтобы не собираться в рюмочной иногда или в Тургеневской библиотеке. Всем, кто предложил помещение, мое душевное спасибо.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему роман «Что делать?» Николая Чернышевского исключили из школьной программы?

Да потому что систем обладает не мозговым, а каким-то спинномозговым, на уровне инстинкта, чутьем на все опасное. «Что делать?» — это роман на очень простую тему. Он о том, что, пока в русской семье царит патриархальность, патриархат, в русской политической жизни не будет свободы. Вот и все, об этом роман. И он поэтому Ленина «глубоко перепахал».

Русская семья, где чувство собственника преобладает над уважением к женщине, над достоинствами ее,— да, наверное, это утопия — избавиться от чувства ревности. Но тем не менее, все семьи русских модернистов (Маяковского, Ленина, Гиппиус-Мережковского-Философова) на этом строились. Это была попытка разрушить патриархальную семью и через это…

Что стояло за неприятием Александра Пушкина творчества Дмитрия Писарева? Протест ли это нового поколения?

Ну, зависть в том смысле, наверное, что Пушкин очень гармоничен, а Писарев вызывающе дисгармоничен и душевно болен, наверное. Но если говорить серьезно, то это было то самое, что «своя своих не познаша». Понимаете, Писарев по отношению к Пушкину выступает таким же, так сказать, насмешливым сыном над промотавшимся отцом, как и Пушкин относительно поколения карамзинистов. Он всегда Карамзин казался до неприличия циничным. И Карамзин к нему относился гораздо прохладнее, чем Пушкин к нему. Видимо, поколенческая дистанция, совершенно естественная.

Но несмотря на демонстративное такое шестидесятническое, благосветловское, материалистическое, эмпирическое насмешничество над…

Почему именно к 1837 году Михаил Лермонтов мгновенно стал известен, ведь до этого было десять лет творчества, и на смерть Пушкина писали стихи многие?

Во-первых, не так уж много. Вообще, «много стихов» для России 30-х годов — это весьма относительное понятие. Много их сейчас, когда в интернете каждый получил слово. А во-вторых, я не думаю, что Лермонтов взлетел к известности тогда. Скандал случился, дознание случилось, а настоящая, конечно, слава пришла только после романа «Герой нашего времени», после 1840 года. Поэзия Лермонтова была оценена, страшно сказать, только в двадцатом веке, когда Георгий Адамович написал: «Для нас, сегодняшних, Лермонтов ближе Пушкина». Не выше, но ближе. Мне кажется, что Лермонтов до такой степени опередил развитие русской поэзии, что только Блок, только символисты как-то начали его…

Почему если сегодня кто-то напишет гениальное стихотворение, им не будут впечатлены также как от строк Александра Пушкина или Александра Блока?

Не факт. Очень возможно, что будет эффект. Гениальное заставит себя оценить рано или поздно. Но дело в том, что человек уже не произведет такого впечатления, какое производил Вийон. Потому что Вийон был 600 лет назад.

Точно так же мне, я помню, один выдающийся финансист сказал: «Хороший вы поэт, но ведь не Бродский». Я сказал: «Да, хороший вы банкир, но ведь не Ротшильд». Потому что Ротшильд был для своего времени. Он был первый среди равных. Сейчас, когда прошло уже 200 лет с начала империи Ротшильдов, даже Билл Гейтс не воспринимается как всемогущий, не воспринимается как символ. Потому что, скажем, для Долгорукова, героя «Подростка», Ротшильд — это символ, символ…

Не кажется ли вам, что Рогожин из романа Достоевского «Идиот» — это темный двойник Мышкина, существующий лишь в его воображении?

А Настасью кто зарезал? У Мышкина алиби: он в это время в другом месте находился. Я бы уж предположил, что Мышкин — светлый двойник Парфена, который ему рисуется. Вообще это очень красивая версия, но чрезвычайно… как бы сказать? Чрезвычайно экзотическая. Достоевский, как и Белинский — его учитель, не любил фантастику. Хотя он написал «Двойника», вызвавшего у Белинского такое раздражение; Белинский сказа, кажется, во «Взгляде на русскую литературу 1846 года», что «фантастическое может иметь место только в домах умалишенных», а теперь оно стало мейнстримом нашей литературы. Но Достоевский вообще не любит условные такие конструкции, он всегда объявляет их бредом душевнобольного,…