Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы думаете о ситуации в брянской школе – стрельбе, которую устроила 14-летняя школьница Алина? Как бороться с школьным шутингом?

Дмитрий Быков
>100

Для того, чтобы это предотвращать, нужна школа экстремальной педагогики, нужен институт экстремальной педагогики, который, видимо, будет в России создан после радикальной школьной (да и не только школьной, вообще образовательной) реформы.

Многие написали о том, что, видимо, школьные расстрелы  – это ситуация неизбежная. То есть она входит в зону абсолютно связанного с подростковой психологией риска, которого при всем желании избежать нельзя. Я так не думаю. Я думаю, что всегда есть предпосылки к такой ситуации. С одной стороны, это может быть школьная травля, школьный буллинг. Не очень люблю в этом контексте слово «буллинг», но, видимо, слово «травля» звучит слишком резко.  Поэтому и прибегают к иностранному синониму. Будем называть вещи своими именами. Это травля, это преследование.

Другой вариант, который приписывают сейчас этой ситуации с Алиной, это конфликт с одноклассницей из-за ревности. Я в эту версию не верю абсолютно. Во-первых, потому что возраст не тот. Современный ребенок не Джульетта, он созревает дольше. Во-вторых, всегда, когда в армии кончает с собой какой-то военнослужащий, затравленный дедами, пишут, что он получил письмо от девушки. Также обязательно упоминают, что он плохо соблюдал правила личной гигиены, редко мылся, поэтому правильно его травили. Я навидался, начитался таких писем от армейского начальства. Любой, кто занимался этой  темой, прекрасной знает, как они в таких ситуациях отмазываются. Думаю, что никакой ревности здесь не было. Думаю, что была банальная травля. В этой ситуации, скорее всего, педагогический коллектив школы (как это часто бывает; не хочу никого обвинять и обвинять коллег тем более) либо не заметил этого, либо предпочел воспользоваться этой ситуацией: «Пусть дети сами наводят порядок».

Понимаете, когда в классе есть «пахан», учителю всегда проще. Он может договариваться с этим «паханом», как сержанты или младшие командиры вообще договариваются с «дедами». Вы наводите порядок, а мы вам будем оказывать наибольшее благоприятствование. Я не хочу, еще раз говорю, обвинять педагогический коллектив. Сейчас всех собак будут вешать на эту школу: за то, что там старушка вместо охранника сидела на входе; за то, что там не стоял металлоискатель. Понимаете, поведение затравленного подростка; подростка, доведенного до отчаяния, непредсказуемо. Ну хорошо, принесла бы она там оружие не в бумажном тубусе или вообще не вносила его в школу, а нашла способ передать это ружье через окно, где точно нет рамки металлоискателя, либо расстреляла бы всех во дворе.

Металлоискатель  – не спасение от таких ситуаций. А спасение от таких ситуаций – это как раз та школа экстремального воспитания, которая готовит учителя к нестандартной реакции в нестандартной ситуации. Если у вас в классе сидит антилидер, который собирается травить слабого… Или если у вас в классе раскол по национальному признаку, который сегодня в России очень возможен и который никогда, кстати говоря, никогда не был возможен, как сейчас. Или если у вас идеологический раскол в классе на Z и анти-Z (а это тоже возможно, и не только в столице). В таких ситуациях вы должны знать, как этот класс объединять, как его увлечь, отвлечь от буллинга, если эта травля имеет место. 

Вы должны выделять в классе потенциальных жертв буллинга. Потому что, понимаете, человек, доведенный до отчаяния, действительно становится некритичен к собственным действиям. Скажу вам честно: очень многих своих школьных врагов я бы, будь у меня такая возможность, застрелил бы не задумываясь. Может быть, я задумался бы, может быть, в последний момент у меня сработали бы какие-то тормоза. Но я не убежден, что в последний момент мне этих тормозов хватило бы. Благо «Фейсбуку», где всех обидчиков можно стереть одним нажатием пальца, движением руки. А когда перед тобой сидит наглое, ухмыляющееся, вонючее, самодовольное зло (а такого зла в школах очень много, мы знаем, как жестоки бывают подростки), естественной становится реакция а-ля Сакалаускас. Помните, был рядовой Сакалаускас, который перестрелял «дедов», его травивших. 

Мы видели фильм «Чучело». И если бы там у шестиклассницы Лены Бессольцевой оказалось ружье, я вполне допускаю, что в какой-то момент она привела бы его в действие. И, честно говоря, бросать в нее камень было бы крайне трудно. Дело в том, подросток плохо понимает, что такое убийство, что это вещь необратимая. А доводить друг друга до белого каления дети любят. Кстати, любят это не только дети. Некоторые блогеры, оставаясь в душе детьми, любят побуллить друг друга в лучших традициях советской школы 70-х годов.

Поэтому здесь ребенок, доведенный до предела, на многое способен. Мало того, что это урок всем родителям не держать дома оружие… Но ведь кухонный нож ты все равно не спрячешь от ребенка. Поэтому единственный вариант работы с этой ситуацией, борьбы с ней – это служба специальных, грамотно обученных психологов и педагогов, которые будут учить современных российских учителей распознавать такую ситуацию в зародыше. В зародыше  с ней бороться. Ничего другого пока не придумано. Вот этим институтом экстремальной педагогики я буду заниматься обязательно, как только у меня появится возможность как-то прикоснуться к российскому образованию.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не кажется ли вам, что «Школа» Валерии Гай Германики, в сравнении с «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого — деградация советской педагогики?

Нет конечно. Наоборот, хочу вам сказать, что, если здесь и есть некоторый такой провал в истории советской педагогики, то это, конечно, «Чучело», потому что там показано абсолютное бессилие педагогов в мире тотальной лжи и всеобщей двойной морали. Это абсолютно точно. Но здесь надо иметь в виду, что ведь и «Доживём до понедельника», и «Школа» («Чучело» про другое) — это именно фильмы о кризисе учителя. Как замечательно сформулировал Игорь Старыгин, Царствие ему небесное: «Это фильм об историке, которому надоело преподавать эту историю». «Доживём до понедельника» — это дожили, понимаете, они дожили до понедельника, до трудного, похмельного, трезвого дня. Это фильм 1968 года, фильм о крахе…

Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Можно ли с ребенком говорить на агрессивные темы спокойным языком?

Ребенок живет в мире агрессии: ему приходится защищаться от сверстников, от агрессивного взрослого мира, от давления коллектива. Это не так легко, понимаете… Вообще мне кажется, что жизнь ребенка очень травматична. Ребенку тяжелее, чем нам. Об этом у Кушнера есть гениальные стихи.

Там была мысль — в стихотворении «Контрольные. Мрак за окном фиолетов…», — что взрослый не выдержал бы тех психологических нагрузок, которые выдерживает маленький школьник. «Как маленький школьник, так грозно покинут». И, конечно, ребенку приходится жить в мире куда более тревожном и агрессивном, сказочном. Как говорил Лимонов: «Мир подростка полон красавиц и чудовищ, и мой мир тоже».…

Почему роман «Что делать?» Николая Чернышевского исключили из школьной программы?

Да потому что систем обладает не мозговым, а каким-то спинномозговым, на уровне инстинкта, чутьем на все опасное. «Что делать?» — это роман на очень простую тему. Он о том, что, пока в русской семье царит патриархальность, патриархат, в русской политической жизни не будет свободы. Вот и все, об этом роман. И он поэтому Ленина «глубоко перепахал».

Русская семья, где чувство собственника преобладает над уважением к женщине, над достоинствами ее,— да, наверное, это утопия — избавиться от чувства ревности. Но тем не менее, все семьи русских модернистов (Маяковского, Ленина, Гиппиус-Мережковского-Философова) на этом строились. Это была попытка разрушить патриархальную семью и через это…

Что произойдет с подростками разного пола, если они попадут на необитаемый остров без взрослых, как это было в романе «Голубая лагуна» Генри Де Вер Стэкпула?

Что будет? Понимаете, тут не так принципиально, однополые они или разнополые. Будет, естественно – в экстремальной ситуации, – взаимопомощь. Люди более склонны к тому, чтобы в критической ситуации помогать друг другу, а не топить друг друга. Так мне рисуется.

Вечная проблема – секс делает человека более зверем или более человеком? По мысли Розанова (у него бывали очень ценные мысли, без снисходительности об этом говорю), человек в сексе становится либо богом, либо животным. Поэтому могло это привести к чудесам взаимопонимания и взаимопомощи. Честно вам скажу: без секса настоящее взаимопонимание мне видится невозможным. Без физического контакта вы не поймете, не почувствуете…