Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы думаете о ситуации в брянской школе – стрельбе, которую устроила 14-летняя школьница Алина? Как бороться с школьным шутингом?

Дмитрий Быков
>100

Для того, чтобы это предотвращать, нужна школа экстремальной педагогики, нужен институт экстремальной педагогики, который, видимо, будет в России создан после радикальной школьной (да и не только школьной, вообще образовательной) реформы.

Многие написали о том, что, видимо, школьные расстрелы  – это ситуация неизбежная. То есть она входит в зону абсолютно связанного с подростковой психологией риска, которого при всем желании избежать нельзя. Я так не думаю. Я думаю, что всегда есть предпосылки к такой ситуации. С одной стороны, это может быть школьная травля, школьный буллинг. Не очень люблю в этом контексте слово «буллинг», но, видимо, слово «травля» звучит слишком резко.  Поэтому и прибегают к иностранному синониму. Будем называть вещи своими именами. Это травля, это преследование.

Другой вариант, который приписывают сейчас этой ситуации с Алиной, это конфликт с одноклассницей из-за ревности. Я в эту версию не верю абсолютно. Во-первых, потому что возраст не тот. Современный ребенок не Джульетта, он созревает дольше. Во-вторых, всегда, когда в армии кончает с собой какой-то военнослужащий, затравленный дедами, пишут, что он получил письмо от девушки. Также обязательно упоминают, что он плохо соблюдал правила личной гигиены, редко мылся, поэтому правильно его травили. Я навидался, начитался таких писем от армейского начальства. Любой, кто занимался этой  темой, прекрасной знает, как они в таких ситуациях отмазываются. Думаю, что никакой ревности здесь не было. Думаю, что была банальная травля. В этой ситуации, скорее всего, педагогический коллектив школы (как это часто бывает; не хочу никого обвинять и обвинять коллег тем более) либо не заметил этого, либо предпочел воспользоваться этой ситуацией: «Пусть дети сами наводят порядок».

Понимаете, когда в классе есть «пахан», учителю всегда проще. Он может договариваться с этим «паханом», как сержанты или младшие командиры вообще договариваются с «дедами». Вы наводите порядок, а мы вам будем оказывать наибольшее благоприятствование. Я не хочу, еще раз говорю, обвинять педагогический коллектив. Сейчас всех собак будут вешать на эту школу: за то, что там старушка вместо охранника сидела на входе; за то, что там не стоял металлоискатель. Понимаете, поведение затравленного подростка; подростка, доведенного до отчаяния, непредсказуемо. Ну хорошо, принесла бы она там оружие не в бумажном тубусе или вообще не вносила его в школу, а нашла способ передать это ружье через окно, где точно нет рамки металлоискателя, либо расстреляла бы всех во дворе.

Металлоискатель  – не спасение от таких ситуаций. А спасение от таких ситуаций – это как раз та школа экстремального воспитания, которая готовит учителя к нестандартной реакции в нестандартной ситуации. Если у вас в классе сидит антилидер, который собирается травить слабого… Или если у вас в классе раскол по национальному признаку, который сегодня в России очень возможен и который никогда, кстати говоря, никогда не был возможен, как сейчас. Или если у вас идеологический раскол в классе на Z и анти-Z (а это тоже возможно, и не только в столице). В таких ситуациях вы должны знать, как этот класс объединять, как его увлечь, отвлечь от буллинга, если эта травля имеет место. 

Вы должны выделять в классе потенциальных жертв буллинга. Потому что, понимаете, человек, доведенный до отчаяния, действительно становится некритичен к собственным действиям. Скажу вам честно: очень многих своих школьных врагов я бы, будь у меня такая возможность, застрелил бы не задумываясь. Может быть, я задумался бы, может быть, в последний момент у меня сработали бы какие-то тормоза. Но я не убежден, что в последний момент мне этих тормозов хватило бы. Благо «Фейсбуку», где всех обидчиков можно стереть одним нажатием пальца, движением руки. А когда перед тобой сидит наглое, ухмыляющееся, вонючее, самодовольное зло (а такого зла в школах очень много, мы знаем, как жестоки бывают подростки), естественной становится реакция а-ля Сакалаускас. Помните, был рядовой Сакалаускас, который перестрелял «дедов», его травивших. 

Мы видели фильм «Чучело». И если бы там у шестиклассницы Лены Бессольцевой оказалось ружье, я вполне допускаю, что в какой-то момент она привела бы его в действие. И, честно говоря, бросать в нее камень было бы крайне трудно. Дело в том, подросток плохо понимает, что такое убийство, что это вещь необратимая. А доводить друг друга до белого каления дети любят. Кстати, любят это не только дети. Некоторые блогеры, оставаясь в душе детьми, любят побуллить друг друга в лучших традициях советской школы 70-х годов.

Поэтому здесь ребенок, доведенный до предела, на многое способен. Мало того, что это урок всем родителям не держать дома оружие… Но ведь кухонный нож ты все равно не спрячешь от ребенка. Поэтому единственный вариант работы с этой ситуацией, борьбы с ней – это служба специальных, грамотно обученных психологов и педагогов, которые будут учить современных российских учителей распознавать такую ситуацию в зародыше. В зародыше  с ней бороться. Ничего другого пока не придумано. Вот этим институтом экстремальной педагогики я буду заниматься обязательно, как только у меня появится возможность как-то прикоснуться к российскому образованию.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не кажется ли вам, что «Школа» Валерии Гай Германики, в сравнении с «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого — деградация советской педагогики?

Нет конечно. Наоборот, хочу вам сказать, что, если здесь и есть некоторый такой провал в истории советской педагогики, то это, конечно, «Чучело», потому что там показано абсолютное бессилие педагогов в мире тотальной лжи и всеобщей двойной морали. Это абсолютно точно. Но здесь надо иметь в виду, что ведь и «Доживём до понедельника», и «Школа» («Чучело» про другое) — это именно фильмы о кризисе учителя. Как замечательно сформулировал Игорь Старыгин, Царствие ему небесное: «Это фильм об историке, которому надоело преподавать эту историю». «Доживём до понедельника» — это дожили, понимаете, они дожили до понедельника, до трудного, похмельного, трезвого дня. Это фильм 1968 года, фильм о крахе…

Можно ли провести параллели между тиранией государственной и семейной?

Это огромная и важная тема. Для меня очень много значит в последнее время роман «Что делать?». Объясню — почему. Только потому, что дети действительно возжелали расшифровать его цифровой ряд, и мне постоянно приходилось его перечитывать. И мне кажется, я эту книгу понял. Ну, то есть писал же Ленин, что её нельзя читать, когда молоко на губах не обсохло. Пока в России будет торжествовать тираническая семья, о политической свободе в ней мечтать невозможно.

Так вот, я понимаю, что со мной кто-то не согласится, будет плеваться кипящей желчи, но назову вещи своими именами.

Пушкинская записка «О народном воспитании», поданная им в двадцать шестом… в двадцать седьмом году по поручению…

Почему дети становятся садистами?

Есть такой термин «гебоидность», восходящий к имени жестокой Гебы, дочери Зевса. Дело даже не в том, что она жестокая. Гебоидность — это эмоциональная холодность. Зевс, в отличие от Гебы, постоянно людей жалеет, он задумывается о том, какова их участь.

Так вот, Геба, как часто бывает, как член семьи бога относится к живым — к землянам, к людям — более жестоко и снисходительно, чем верховное божество, чем отец. Объясняется это тем, что, во-первых, она младше. Во-вторых, Зевс — это, в общем, творец, хозяин мира, а у детей очень часто этого чувства нет.

В фильме Германа «Трудно быть богом» нет Киры, какая она у Стругацких, а есть Ари. И вот эта жестокая рыжая Ари в его доме заправляет очень…

В каком случае стыд становится для человека раздавливающим, а в каком облагораживающим?

Мне кажется, что всякий стыд как-то облагороживает, облагораживает, как хотите. Есть другой стыд, стыд другого рода… Вот, наконец я могу сказать. Знаете, бывает стыд, описанный Достоевским в «Записках из подполья», когда он не становится источником мучения, а когда он становится источником наслаждения. От такого стыда, от расчесывания гнойных язв никому хорошо не бывает. А стыд, который как-то несколько превращает человека, как с Раскольниковым,— тогда да. Но Раскольников — это не герой «Записок из подполья». Герой «Записок из подполья», мне кажется, в Достоевском присутствовал как страшная возможность. В «Братьях Карамазовых» он сумел его победить и задавить. Но ведь подпольность — это и…

Что вы имели в виду, когда сказали: «Для меня человек не есть мерило всех вещей»? Не являются ли ваши слова отречением от формулы «гуманизм — фундамент человеческой цивилизации»?

Почему гуманизм? Фундамент человеческой цивилизации — это гуманность. И путать её с гуманизмом не следует. Гуманизм — то есть мировоззрение, которое ставит человека в центр мира,— имеет довольно серьёзные минусы. Я считаю, что действительно человеческая жизнь — это для самого человека не высшая ценность. Он не может, конечно, терпеть, когда ею распоряжаются другие, но сам он имеет право ею распорядиться. И есть вещи, за которые можно её отдать. Это, по-моему, совершенно очевидно. Гуманизм — это всего лишь мировоззрение. Гуманность — это свойство души, это важнейшее человеческое качество, и от него отрекаться ни в коем случае нельзя.

Помните, была большая полемика вокруг устаревшей…

Почему многие молодежь в России стали обращать внимание на свое психическое состояние, и часто диагностировать у себя депрессию, биполярное расстройство?

Депрессия — модное слово, настоящая депрессия — это совсем неприятно и непривлекательно. А биполярное расстройство — частая смена настроений сплошь и рядом называется этим. Ну, модно стало иметь психоаналитика, заботиться о своем психическом здоровье. Многие, когда им лень, говорят: «Мне неприятно, у меня прокрастинация, у меня плохое настроение, у меня депрессия». «Я не высыпаюсь, у меня биполярка». Это довольно частая вещь. Конечно, очень правильно сказал Уильям Стайрон в «Зримой тьме»: «Депрессия — более серьезное заболевание, чем грипп: от нее умирают чаще». Очень точно сказал о ней Дэвид Фостер Уоллес: «Самое тяжелое в депрессии — гнетущее чувство вины в своем заболевании». «One in…