Он хорошо сделан, но меня это, как бы сказать… Не во дворце дело. И даже не в безвкусице, которая там господствует. И даже не в том, дворец ли это Путина, или подаренный Путину и теперь гниющий. Потому что ясно, что это дом без хозяина. Тут вопрос в том, что видна аналогия, которая, на мой взгляд, в фильме не прозвучала.
Понимаете, вся Россия — это дворец, подаренный Путину. Дворец во многих отношениях безвкусный, дворец во многих отношениях превосходный. С местом для грязи, со многими замечательными вещами. Кстати, место для грязи необходимо, потому что грязи очень много и она очень громко о себе заявляет. Но он не живет в этом дворце.
Я не знаю, где он живет. Может быть, в бункере, может быть, в Кремле, может быть, в Жуковке — неважно. Но вот в России он не живет. Он не живет ее проблемами, он не живет ее нуждами, он не знает ее населения. И поэтому в этом дворце так много плесени.
Понимаете, это чужой дом. Да, с архитектурными излишествами. Да, наверное, с таким не очень современным дизайном. Россия — страна с не очень современным дизайном. Она такая избыточная страна. В великие времена, когда она производила какие-то архитектурные чудеса — да и то их строили, в основном, Росси, Растрелли, Фиораванти и другие замечательные люди — гости. Но Россия — это место, где стоит жить. Хотя бы для того, чтобы плесени не было.
Она — дом без хозяина. Как пушкинский дом (метафора Андрея Битова) — это Россия без Пушкина. Хозяин — это не тот, кто сильной жилистой рукой удерживает ее от развития. Хозяин — это тот, кто относится к ней по-хозяйски. Кто пестует в ней лучшее, кто не затыкает рты говорящим и думающим в ней, кто не запугивает, кто не грабит, кто как-то пытается сделать ее современной. Кто перестраивает ее, если угодно, как Горбачев, у которого от 6-ти лет его президентства было гораздо больше надежд и пользы, как бы к нему ни относились потом.
А это, метафора этого дворца — это действительно метафора всей России. Вот ему приготовили такую взятку, а он ее не взял. Наверное, потому, что, как сказано было у Булгакова, моя родина слишком большая — она не влезет в шляпу. Как сказано у Арсения Тарковского, одного из моих любимых поэтов, живите в доме — и не рухнет дом. Для того, чтобы Россия стала хорошей, в ней достаточно жить.
Но жить — это не значит отбывать повинность. Жить — это не значит терпеть. Вот Навальный приехал сюда жить. Его переместили в тюрьму. В России есть две формы жизни — дворец и тюрьма. Кто хочет лизать, живет во дворце. Кто не хочет, живет в тюрьме. А надо дом — понимаете: построить дом. Вот почему тема потерянного дома была главной для великого романа Александра Житинского.