Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Что вы думаете о фильме «Дворец для Путина. История самой большой взятки» Алексея Навального?

Дмитрий Быков
>100

Он хорошо сделан, но меня это, как бы сказать… Не во дворце дело. И даже не в безвкусице, которая там господствует. И даже не в том, дворец ли это Путина, или подаренный Путину и теперь гниющий. Потому что ясно, что это дом без хозяина. Тут вопрос в том, что видна аналогия, которая, на мой взгляд, в фильме не прозвучала.

Понимаете, вся Россия — это дворец, подаренный Путину. Дворец во многих отношениях безвкусный, дворец во многих отношениях превосходный. С местом для грязи, со многими замечательными вещами. Кстати, место для грязи необходимо, потому что грязи очень много и она очень громко о себе заявляет. Но он не живет в этом дворце.

Я не знаю, где он живет. Может быть, в бункере, может быть, в Кремле, может быть, в Жуковке — неважно. Но вот в России он не живет. Он не живет ее проблемами, он не живет ее нуждами, он не знает ее населения. И поэтому в этом дворце так много плесени.

Понимаете, это чужой дом. Да, с архитектурными излишествами. Да, наверное, с таким не очень современным дизайном. Россия — страна с не очень современным дизайном. Она такая избыточная страна. В великие времена, когда она производила какие-то архитектурные чудеса — да и то их строили, в основном, Росси, Растрелли, Фиораванти и другие замечательные люди — гости. Но Россия — это место, где стоит жить. Хотя бы для того, чтобы плесени не было.

Она — дом без хозяина. Как пушкинский дом (метафора Андрея Битова) — это Россия без Пушкина. Хозяин — это не тот, кто сильной жилистой рукой удерживает ее от развития. Хозяин — это тот, кто относится к ней по-хозяйски. Кто пестует в ней лучшее, кто не затыкает рты говорящим и думающим в ней, кто не запугивает, кто не грабит, кто как-то пытается сделать ее современной. Кто перестраивает ее, если угодно, как Горбачев, у которого от 6-ти лет его президентства было гораздо больше надежд и пользы, как бы к нему ни относились потом.

А это, метафора этого дворца — это действительно метафора всей России. Вот ему приготовили такую взятку, а он ее не взял. Наверное, потому, что, как сказано было у Булгакова, моя родина слишком большая — она не влезет в шляпу. Как сказано у Арсения Тарковского, одного из моих любимых поэтов, живите в доме — и не рухнет дом. Для того, чтобы Россия стала хорошей, в ней достаточно жить.

Но жить — это не значит отбывать повинность. Жить — это не значит терпеть. Вот Навальный приехал сюда жить. Его переместили в тюрьму. В России есть две формы жизни — дворец и тюрьма. Кто хочет лизать, живет во дворце. Кто не хочет, живет в тюрьме. А надо дом — понимаете: построить дом. Вот почему тема потерянного дома была главной для великого романа Александра Житинского.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Когда вы сказали, что Навальный попал не в свой сюжет, не возникало ли у вас подобных мыслей о Путине?

Нет, вот Путин как раз попал в свой сюжет. Не его сюжетом были 90-е годы и начало нулевых в окружении Собчака. Путин, конечно, очень сильно преобразился, и это не потому, что его подменили.

Посмотрите на эволюцию его лица, его мимики. В начале нулевых он все время серьезен, и видно, что человек заставляет себя таким быть. Видно, что он заставляет себя говорить вещи, ему несвойственные: и то, что Запад нам не враждебен, что хватит нам винить других в наших бедах, что это наши проблемы. Тут видны были имитации. Когда Путин поигрывал в демократа, это было видно.

Но когда нынешний Путин, глумящийся откровенно над журналистами, над тонкошеими вождями на приснопамятном заседании Совета…

Какие книги входят в ваш топ-5? Включили бы вы в этот список поэму «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева?

Мой топ это «Потерянный дом» Житинского, «Уленшпигель» де Костера, на могиле которого я побывал, спасибо, в Брюсселе, «Человек, который был четвергом» Честертона или, как вариант, любой из романов Мережковского, «Анна Каренина» и «Повесть о Сонечке». Не могу сказать, что это мои любимые книги, но это книги, которые вводят меня в наиболее приятное и наиболее человеческое, наиболее при этом творческое состояние – так бы я сказал. Иногда я подумываю, не включить ли туда «Четвёртую прозу», потому что это лучшая проза 20 века. Самая интересная, Ахматова, кстати, тоже так считала. «Москва-Петушки» в этот топ-5 не входят, но в топ-5 русских книг семидесятого года безусловно входят. Думаю, что в топ-20…

Согласны ли вы, что в мировой литературе есть два абсолютно положительных героя: Дерсу Узала и Дон-Кихот? Кто ваш любимый герой в мировой литературе?

Не согласен. Во-первых, Дерсу Узала не представляется мне таким идеальным героем, Дон-Кихот вызывает у меня довольно сложное отношение, как и у Тургенева в его статье «Гамлет и Дон-Кихот».

Кто мой любимый герой в мировой литературе, сказать очень трудно. Наверное, Гамлет все-таки, в большей степени. Или Уленшпигель. Уленшпигель — да, я понимаю, что он опасный человек, но я его люблю страшно. Наверное, Евгений Демилле — мой такой герой, который вызывает у меня чувство глубочайшей близости и слезы прямые. Демилле — это главный герой «Потерянного дома». Мне кстати часто фанаты «Потерянного дома» пишут. Я счастлив, что эта книга по-прежнему имеет фанатов, в ней Житинский остался с…

Что такое Андрей Битов в XX веке русской литературы? Что вы думаете о его романе «Улетающий Монахов»?

Я очень люблю «Улетающего Монахова», этот роман-пунктир. Меньше люблю «Пушкинский дом», предпочитая ему «Потерянный дом» Александра Житинского. Мне кажется, что про Битова очень хорошо тот же Житинский когда-то сказал: «Иногда после третьей страницы хочется сказать: «Ты умный, Андрей, ты умный, я верю, дальше можно по-человечески».

Читая лекцию американцам о Битове, я понял что главная-то вещь в чём? Да, Битов действительно внушает читателю известное самоуважение, но в стране, где так долго никто никого не уважал, может, это правильно? Может, это правильно — считать себя умным? Может быть, снобизм битовской прозы — это высокая такая инициация? Ведь это отличается очень сильно,…

Кого бы вы назвали вашей любимой зарубежной актрисой?

Знаете, может быть, Жирардо… Тут, понимаете, поневоле начинаешь искать какой-то идеал внешности. Я не знаю, Бриджит Бардо в молодости, времен «Бог создал женщину». Или, может быть, я обожаю всех красавиц европейского кино 70-х годов, но я не могу же я сказать, что моя любимая актриса – Джулия Кристи или Сильвия Кристель. Хотя так совпало, что они ближе всего к моему идеалу женской красоты.

Из нынешних… Понимаете, в русском кино у меня есть четкий идеал женской красоты, это все понятно. Это Вера Глаголева. Я когда ее видел, у меня всегда дух перехватывало. Я никогда не мог смотреть на нее просто как на человека, она всегда была для меня таким божеством. Из ныне живущих зарубежных актрис мой…