Литература
Кино

Что вы думаете о фильме «Четвертый» Александра Столпера?

Дмитрий Быков
>500

Ну, это не самая органичная для Симонова пьеса. Пьеса, в которой он попробовал быть модернистом. Такой театральный модерн, не очень удачный.

Ну, как бы сказать? Это не лучшая пьеса неровного писателя в постановке хорошего честного советского режиссера, с замечательными актерами. Высоцкий эту работу не любил. Она казалась ему довольно искусственной. Да и вообще, понимаете, там сценические приемы этой пьесы, ее такая невинная хемингуэевщина — это попытки переписать русский вопрос средствами 1972 года.

Симонов был честный литератор. Действительно, честный, безусловно, очень одаренный. Но у него были пределы. Мыслителем он не был. Он был довольно стихийным, довольно случайным выразителем великой любовной драмы, когда писал «С тобой и без тебя». Когда через него, как через Пастернака в 1917 году («Сестра моя — жизнь»), явилась главная лирическая книга войны.

Главная лирическая книга войны, подчеркиваю — именно книга стихов, а не просто сборник. Книга, в которой рассказывается вечная фабула: когда мальчик уходит на войну, он уходит, чтобы завоевать девочку, а когда он возвращается с войны, выжженный изнутри, девочка ему уже не нужна. Вот об этом история.

Потом, в остальное время он ничего равного этому не написал. Его проза о войне — там есть блестящие образцы, такие, как «Мы не увидимся с тобой» или «Двадцать дней без войны», или «Случай с Полыниным». Но это именно повести. Для романа о войне нужно быть мыслителем.

Мыслителем Симонов не был. Даже Гроссман, на мой взгляд, при том, что у него был несравнимо больший талант прозаика, концептуально о войне не высказался.

Для того, чтобы писать о Второй мировой, надо быть философом ранга Хайдеггера. Но Хайдеггера я не особо долюбливаю, поэтому философом ранга Витгенштейна, назовем это так. Человека, который может промыть глаза миллионам людей. Человека, который может радикально переосмыслить историю во внеидеологических или в идеологических, но иных, новых координатах.

Такого человека пока не появилось, и все попытки это сделать — иногда попытки очень широковещательные, иногда с огромным пиаром, иногда с огромным самомнением — кончались ничем. Значит, должен прийти человек, который будет смотреть на войну глазами человека из будущего. Событие такого масштаба нуждается в таком же удалении.

Симонов же даже в лучших своих образчиках никак не мыслитель. Он совершенно не философ. Он человек, очень тонко чувствовавший время. Иногда использовавший это для откровенной конъюнктуры, как в чудовищной книге «Друзья и враги». Иногда прозревавший довольно глубокие вещи психологически, как в том же «Случае с Полыниным». Но это, тем не менее, никоим образом не осмыслитель советской истории.

Я вообще думаю, что прозаиком-то он был скорее вынужденно, потому что кончился лирический мотор. Драматург он хороший, циничный и сценичный, понимающий, как это делать. «Под каштанами Праги» и то вполне хорошая пьеса, хотя откровенно проходная. Свои сталинские премии он честно зарабатывал. Сталин уж полную-то халтуру не поощрял. Другое дело, что интереснее всего Симонов, как ни странно, в своих фронтовых дневниках — не в стихах, конечно.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Есть ли какая-то параллель между стихами Окуджавы «Пока земля еще вертится» и Высоцкого «Дайте собакам мясо»?

Могу сказать. Я думаю, что есть определенная параллель. Это параллель вийоновская. Вийоновская тема – «я знаю все, но только не себя» – по-разному преломляется в поэзии 20-го века и прежде всего выходит на такое умозаключение: «Мне все видно, кроме меня самого, мне все подвластно, кроме меня самого; я могу за всех помолиться, кроме себя самого, потому что не знаю, чего мне просить для себя».

Эта тема есть у Окуджавы. Конечно, он лукавил, говоря, что «Молитва Франсуа Вийона» – это молитва жене. Безусловно, Ольга Владимировна сыграла в его жизни, в его творческом росте огромную роль. Конечно, Ольга Владимировна женщина поразительная, «зеленоглазый мой» – понятный…

Высоцкий начал играть для своих, а своими оказались миллионы. Могут ли миллионы быть своими для поэта? Как вы видите своих читателей?

Миллионы должны быть своими для поэта. Потому что поэтическое слово для того так мнемонично, для того так хорошо запоминается (Бродский много об этом говорил), что в отсутствие печатной традиции оно становится всеобщим достоянием. Да, конечно, поэт во многом ориентирован на общественный резонанс. Многих моих, так сказать, бывших коллег это завело в кровавый тупик. Потому что эти ребята, желая резонанса, желая, чтобы их слушала и читала страна, перебежали на сторону худших тенденций во власти. 

Они стали поддерживать войну, кататься по стране с чтением военной лирики (очень плохого качества). Это нормально: когда у тебя нет общественного резонанса, когда твое слово не звучит,…

Не могли бы вы назвать лучших российских кинокритиков?
Скушно. Убогонько.
27 дек., 18:34
За что так любят Эрнеста Хемингуэя? Что вы думаете о его романе «Острова в океане»?
Когда увидел его, то подумал, что он похож на шанкр. Читал и думал: это похоже на шанкр. И в самом деле похож на шанкр!
16 дек., 06:17
Какой, на ваш взгляд, литературный сюжет был бы наиболее востребован сегодняшним массовым…
Действительно, сейчас крайне популярным стал цикл книг о графе Аверине автора Виктора Дашкевича, где действие…
18 нояб., 11:14
Джек Лондон
Анализ слабый
15 нояб., 15:26
Каких поэтов 70-х годов вы можете назвать?
Охренеть можно, Рубцова мимоходом упомянул, типа, один из многих. Да ты кто такой?!
15 нояб., 14:27
Что выделяет четырёх британских писателей-ровесников: Джулиана Барнса, Иэна Макьюэна,…
Кратко и точно! Я тоже очень люблю "Конц главы". Спасибо!
10 нояб., 17:58
Как вы относитесь к поэзии Яна Шенкмана?
Серьезно? Мне почти пятьдесят и у меня всё получается, и масштабные социальные проекты и отстаивание гражданской…
10 нояб., 06:37
Что вы думаете о творчестве Яна Шенкмана?
Дисциплины поэтам всегда не хватает
10 нояб., 06:27
Что вы думаете о творчестве Майкла Шейбона? Не могли бы оценить «Союзе еврейских…
По-английски действительно читается Шейбон
07 нояб., 13:21
Борис Стругацкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
"Но истинный книги смысл доходит до нас только сейчас"... Смысл не просто "доходит", он многих literally на танках…
24 окт., 12:24