Нет, я бы так не сказал. Вы рассуждаете как Ницше и в известном смысле как Лев Толстой, который был большим противником паулианства, но, во-первых, Павел Первый…. Прости, господи, то есть апостол Павел… хотя он действительно «первый» из церковных писателей, Павел — это первый и лучший из христианских публицистов; ни Фома Аквинский, ни даже мой любимец Блаженный Августин с публицистической мощью Павла, с его формулировками, с его огнем сравниться не могут. Это действительно человек, который побыл Савлом, и эволюционировал, полностью себя переписав — я верю только в такую эволюцию, «человек-палимпсест». И потом, понимаете, паулианство — это же не отрицание христианства; это адаптация христианства к законам общественной организации. Это адаптация христианства к человеку. Не к тому, не к той истории, а к человеку как таковому, и я не вижу роковых противоречий между паулианством и христианством, если не считать, конечно, знаменитой формулы, что «нет власти аще не от бога». Но мне близка расшифровка, которую дает Кураев: под властью здесь понимается порядок, само явление закона, что бог — это закон. С этим можно спорить или не спорить, но к обожествлению власти это не приводит не фатально.
В чем разница между христианством и паулианством? Верно ли, что христианство — это там, где двое во имя его, а паулианство — это «кто не с нами, тот против нас»?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев