Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
Публицистика

С чем вы связываете забвение Дос Пассоса?

Дмитрий Быков
>250

Не очень понятно, откуда у вас такие сведения. Потому что Дос Пассос не только не забыт, Дос Пассос считается отцом «нового журнализма», а именно он дал старт true crime, нон-фикшну и всем остальным бесконечно востребованным сегодня литературным течениям, трендам. Дос Пассос сильно повлиял на Солженицына с его коллажной техникой, с его документальным в ущерб художественному. Дос Пассоса помнят не столько по текстам, по «Манхэттене», сколько его помнят как создателя метода. Да, наверное, так. Или как путешественника в СССР, что тоже метод.

Но Дос Пассос не только не забыт, но в русле его исканий развивается вся современная литература. Правда, мы-то понимаем, что «новый журнализм» начался не с Дос Пассоса. Коллажи, вкрапления, симфонические, масштабные вкрапления хроники в тексты, – это все началось до него, это началось с нашего Короленко. Простите меня за эгоценризм, за центропупизм. Но Короленко был первым, кто начал писать true crime, документальные журналистские расследования – «Дом № 13», Мултанское дело, Сорочинское дело, дело Бейлиса и, понятное дело, документальные всякие его очерки о ссыльных, и так далее. Стоило ему попасть на документальный материал – откуда ни возьмись берется этот холодный блеск.

Но Дос Пассос развил эту коллажную тексту и научился смешно оттенять этой хроникой происходящее в личной жизни героев. Это как у Данилевского в «Only Revolutions», в книге-перевертыше, отношения двух путешествующих подростков сопровождаются подробной хроникой политики по годам. Это такой подспудный фон, на котором развивается действие. Я думаю, что и у Солженицына, и у Дос Пассоса это хорошо играет. И в будущем будет хорошо развиваться, это очень здоровая тенденция.

В Америке много забытых гениев. Практически мало кто помнит, например, Фицджеральда. То есть «Гэтсби» читают, а вот «Последнего магната» – уже нет, «По эту сторону рая» – тоже нет. Он вообще как-то… Его чтут, но не читают. А вот американская документалистика и расследования весьма востребованы. Прежде всего потому что сегодня это –  самый живой жанр. Именно поэтому у Стайрона больше всего любят его публицистику или его «Зримую тьму». Потому что «Признания Ната Тернера», чтобы их читать и понимать, требуют эмпатии очень большой, а также, наверное, огромного умения ставить себя на чужое место.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к творчеству Дос Пассоса? Согласны ли вы, что он симпатизировал СССР, а в итоге воспел американский капитализм?

Ну, симпатизировал он ему достаточно ограниченно, но он симпатизировал так называемой «литературе факта», которую активно продвигал ЛЕФ. Дос Пассосу интересно было сочетание журналистских и литературных методов. На мой взгляд, он в этом смысле очень был убедителен. Мне интересен метод коллажа документов, который он применил. Это в России делали, кстати говоря, многие — в частности Всеволод Вишневский, который тоже призывал учиться у Запада и тоже был скрытым модернистом. Я не думаю, что Дос Пассос симпатизировал Советскому Союзу. Он симпатизировал советскому журнализму, у которого многому научился. Кроме того, я не думаю, что Дос Пассос воспел американский капитализм.

Кого вы считаете лучшим русским публицистом начала ХХ века?

Если брать журналистику, журналистские расследования и документальные романы. Здесь первый Короленко. Да и, собственно говоря, документальные расследования Короленко – это первые документальные романы в европейской истории вообще. Я не беру памфлеты, скажем, «Наполеона малого» у Гюго, это не журналистика, это публицистика, хотя и весьма качественная. Но как журналист-расследователь, как автор документальных, весьма остросюжетных и драматичных романов-расследований (Сорочинское дело, Мултанское дело, «Дом № 13» о кишиневском погроме, дело Бейлиса, «Бытовое явление»), – тут Короленко не имеет себе равных.

Каково ваше мнение о текстах Нормана Мейлера: «Нагие и мертвые», «Берег варваров», «Евангелие от Сына Божия»?

Мейлер интересен как раз в первую очередь не этим. Гораздо более интересны его сочинения — это то, что было выдержано в жанре так называемого нового журнализма. Был действительно такой момент в американской истории, в истории американской литературы, когда Норман Мейлер торжественно заявил, что литература кончилась, она коммерциализировалась, и сегодня настоящие серьезные писатели — это только те, кто пишет документальную прозу, нон-фикшн, а все остальное — это либо развлекалово, либо семейные саги, либо сериалы.

Ну, в этом есть, конечно, определенная доля истины, потому что это же в то самое время, когда замолчал Сэлинджер, когда замолчал Хеллер на двадцать лет, когда совершенно…

Согласны ли вы, что «Зима тревоги нашей» Джона Стейнбека – самое неудачное из его сочинений?

Нет, оно мне не кажется самым неудачным. Может быть, я недостаточно Стейнбека знаю. Но «The Winter of Our Discontent» мне всегда казался таким… Там «discontent» – это не совсем тревога. Это реплика из шекспировской хроники, переведенная в соответствии с традицией. Но мне кажется, что «discontent» – неполнота, неудовлетворенность, недовольство, незавершенность, и так далее. Нет, это совсем не плохой роман, но я-то больше всего люблю, допустим, «О мышах и людях» или «Заблудившийся автобус, «Квартал Тортилья-Флэт», то есть вещи более ранние. А больше Стейнбека я люблю Стайрона, у них много общего. Но «The Winter of Our Discontent» – полезная книга, во всяком случае, я ее люблю больше, чем…