Во-первых, потому, что у Берджесса такой. В этом смысле Кубрик не написал ничего нового по сравнению с романом, не придумал. Сценарий, насколько я помню, там при участии Берджесса и писался. Проблема в том, что Берджесс — вообще классический британский сатирик. Хотя «Апельсин» — его лучшая книга, но есть у него и другие очень недурные. И в «Апельсине» ведь мораль какая? Что искусственное, внушенное посредством операции, посредством насилия добро оказывается крайне недолговечно, абстрактно, хрупко. Как сказал бы Мандельштам: «Прыжок. И я в уме». После попытки самоубийства Алекс становится прежним Алексом. И неслучайно последняя фраза книги (прости меня, Господи, на Страстной неделе такое цитировать, но тем не менее): «Аминь. И всякий прочий кал». Прости, Господи. То есть это действительно отказ от искусственного, внушенного насильственного добра. «Черного кобеля не отмоешь добела».
Знаете, мне всегда очень нравился фильм «Непрощенный», в котором, собственно говоря, и мораль-то та самая: ковбой-убийца, занимающийся разведением кроликов и садоводством, будет растить плохих кроликов и плохие цветы. Вот это для меня… А для меня вообще «Непрощенный» — один из классических, вероятно, один из лучших американских фильмов, американских вестернов. Хотя у меня довольно сложное к нему отношение, и сложное потому, что… Помните, там вот эта сцена дикая, когда Иствуд выезжает весь такой на этом коне, как такой всадник Апокалипсиса. Тут тоже присутствует некое такое любование злом. Но в любом случае зло органично и вызывает большее доверие, чем зло, ковыряющееся в сухой земле с намерением замолить грехи и развести кроликов. Это для меня очень-очень существенно.