Войти на БыковФМ через
Закрыть
История

Почему не меняется режим в Северной Корее, ведь демократизация и слияние с югом откроет новые возможности людям?

Дмитрий Быков
>100

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали ностальгировать по ГДР, потому что в ГДР от человека для преуспевания, для общественного признания, для таланта требовалось гораздо меньше. Требовались другие качества. Я не думаю, что ФРГ все было тоже с этим идеально, но, по крайней мере, с конкуренцией там обстояло все значительно лучше, равно как и с культурой и творческой свободой.

Северная Корея состоит из людей, которые будут неконкурентны после объединения с Кореей Южной. Во-первых, они будут конкурентны в одном отношении: может быть, они в войне более выносливы, может быть, они голод лучше переносят. Но боюсь, интеллектуально они сильно отстали от Кореи Южной. Была им охота вписываться в новый контекст. Я думаю, что в Северной Корее очень многие довольны сейчас таким парадоксальным статусом – «худшая страна мира», то есть страна с наиболее жестокой диктатурой, с наибольшим голодом, с наибольшим количеством запретов. Они не очень отличаются от Камбоджи Пола Пота. По крайней мере, внешне; то, что мы видим внутри… Доходят какие-то сведения о том, что у кого-то там есть интернет, свободная торговля, даже доллар можно где-то достать. Марихуаны, думаю, нет, но марихуана вообще не принадлежит к завоеваниям свободного мира.

Думаю, что какая-то рыночная экономика в зачатке и какая-то информационная свобода в зачатке имеет место быть. Другое дело, что это все под гнойной коркой. Но, наверное, многим в Северной Корее нравится возглавлять рейтинг худших стран мир, нравится быть с краю: жить не умеем, но всех убить можем.

Эта же идея и этот ресентимент в нынешней России многих возбуждает. Я прекрасно понимаю, что огромный процент населения действительно ждет свободы, ждет возможности ездить в Европу. Но есть огромный процент людей, которые Европы боятся, свободу ненавидят и будут гордиться статусом самой некомфортной страны, которая вдобавок может уничтожить весь мир. Несомненно, что в современной России есть процент людей (не скажу, что очень большой, но достаточный), желающих сохранить статус-кво. Это очень горько, но с ними ничего не сделаешь, они есть.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…

В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…