Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему Черный человек Есенина произносит светлую мысль: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство»?

Дмитрий Быков
>250

Почему вам показалось, что это светлая мысль? Мне наоборот показалось, что в контексте «Черного человека», написанного, в основном, в 1923 году, законченного в 1925-м, мне кажется, эта мысль о желании спрятаться, мысль в огромной степени фальшивая. «Казаться улыбчивым и простым» — это не высшее, это, если угодное, подлейшее в мире искусство. Потому что, на самом деле, настоящее искусство предполагает открытость, эмпатию, свободу, умение разделить чужие эмоции. «Казаться улыбчивым и простым» — это то, что требуется от власти. Мне кажется, что все вещи, говоримые Черным человеком,— это и есть в большей степени вранье, фальшь.

У меня, понимаете, есть какая догадка? Что «Черный человек» — это полемическое произведение, направленное против Маяковского. Я уже говорил о том, что как бы Некрасов получил новое воплощение в образе Маяковского и Есенина. Но он распался на две этих ипостаси, потому что соединять, условно говоря, патриотизм и гражданственность в рамках одного дарования, в рамках одной личности стало невозможно. Либо ты поэт, либо гражданин. «Поэт и гражданин» — гениальное стихотворение Некрасова о биполярном расстройстве, о распаде на две ипостаси так странно распалось на две ипостаси в XX веке. Душа гражданина поэта распалась на две половинки, причем, условно говоря, алкоголизм достался Есенину, игромания, страсть к преферансу досталась Маяковскому, тройственный союз достался Маяковскому, любовь к деревне — Есенину. И так далее, ровно пополам распался этот архетип.

И, естественно, что Черный человек — это и есть новая итерация, новая воплощение Поэта и Гражданина. Внутренний диалог Черного человека с лирическим героем — это диалог Есенина с Маяковским. Вот мне кажется «казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство» — это и говорит Маяковский, который и всю жизнь прожил в маске, это желание казаться простым, казаться плакатным, до некоторой степени гражданственным,— это страшный соблазн для Есенина. Вот обратите внимание, что в один и тот же вечер одному и тому же мемуаристу Грузинову Есенин и Маяковский с равной убедительностью говорили: Маяковский говорил: «Вот я умру под забором, а на нем будет афиша Есенина», а Есенин говорил: «Я умру под забором, а на нем будет плакат Маяковского».

Они друг друга страшно ревновали — к славе, к популярности, к России, если угодно. И оба были неправы, оба заблуждались трагическим образом. То есть оба думали, что они — абсолютное выражение народа, а выражением абсолютным мог быть только их синтез. Поэтому «Черный человек» — это отражение внутреннего конфликта или выражение страшной раздвоенности одной души. Именно поэтому, скажем, Маяковский пишет «Человека», а Есенин — «Пугачева», а синтез их, синтез этих двух поэм мог бы быть великолепным отражением русского модернизма. Но, к сожалению, оба они были слишком взаимно непримиримы.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о стихах Артюра Рембо? Чей перевод «Пьяного корабля» вам кажется лучшим?

Когда мы с Таней Щербиной обсуждали вот эту версию, что не являются ли стихи Рембо литературной мистификацией кого-то из его друзей – например, Верлена… Не они ли за него писали? Мог быть такой гениальный юноша, вроде Маяковского. Я думаю, что Маяковский, если бы русскую революция ждала судьба парижской Коммуны, тоже бросил бы писать. И его ждала судьба Рембо. Просто у него в руках было дело, он пошел бы в художники (он был блистательный иллюстратор и плакатист, гениальный графический дизайнер). Поэтому он бы счастливо спасся от участи контрабандиста, колонизатора, торговца золотом и прочих. А так-то у него тоже был такой авантюрно-мистический склад души.

По некоторым приметам, я думаю,…

Как должна выглядеть новая нарративная техника в современной литературе, о которой вы говорите?

Что касается новой литературы со стороны проблематики и нарратива. Почему я так мучился с «Маяковским»? А я сильно с ним мучился. Там были куски, которые мне ужасно скучно было писать: практически всю революцию… Он же в революции не участвовал. Он захватывал какие-то лимузины, начальника автошколы Петра Секретёва арестовывал. Это всё какие-то глупости ужасные были! Про Татьяну Яковлеву мне неинтересно было писать, потому что про неё всё написано. Мне интересны были какие-то вещи… Например, то, что Колмогоров открыл применительно к его поэтической технике. Академик Колмогоров в 1963 году начал вдруг заниматься поэтикой Маяковского и составил статистику всяких ударных и безударных слогов,…

Сближает ли нелюбовь к труду Максима Горького с Сергеем Есениным?

Нельзя сказать, что Есенин уж прям так ненавидел труд, он вообще не любил сельскую жизнь, а предпочитал город. Сельская жизнь была нужна для ностальгии. Но вообще, это правда. Почему-то Горький к Есенину чувствовал страшную любовь и огромную близость. Вот он осуждал самоубийство в случае Маяковского, говорил, что это истеричный поступок, а про Есенина он нашел какие-то гораздо более человеческие, более добрые слова.

Вот странно. Маяковский должен был быть ему гораздо ближе по духу, но он его, мало сказать, ненавидел. Просто, действительно, ненавидел. Он вписывал про него посмертно всякие глупости. Там в очерк о Ленине вписал негативную оценку его, и что он не верит ему. И вообще как-то…

Можно ли сказать, что «Черный человек» Сергея Есенина — произведение с чертами психической патологии?

Наверное, можно. И я больше скажу, практически нет литературного шедевра, о котором этого нельзя было бы сказать. Тема черного человека впервые в русской литературе появилась у Пушкина, появилась она в «Моцарте и Сальери», «с той поры покоя не дает мой черный человек». Но давайте вспомним, что ведь черный человек у Моцарта, это не раздвоение личности. Это лишний раз, кстати, подсказывает мне правоту моей версии — черный человек это не Есенин, а страшный вариант его судьбы. Может быть, кто-то из вас даже знает, что за черный человек в действительности пришел к Моцарту, чтобы заказать ему реквием. Ведь это довольно известная история. За неделю до смерти Моцарта, ну не за неделю, за месяц,…

О ком книга вам далась проще — о Владимире Маяковском или о Булате Окуджаве?

Мне не про кого не было просто. Это были трудности разного рода, но с Окуджавой было приятнее, потому что я Окуджаву больше люблю. И я в значительной степени состою из его цитат, из его мыслей, он на меня очень сильно влиял и как человек, и как поэт. Я не так часто с ним общался, но каждый раз это было сильное потрясение. Я никогда не верил, что вижу живого Окуджаву. Интервью он мне давал, книги мне подписывал, в одних радиопередачах мы участвовали. Я никогда не верил, что я сижу в одной студии с человеком, написавшим «Песенку о Моцарте». Это было непонятно. Вот с Матвеевой я мало-помалу привык. А с Окуджавой — никогда. Когда я с ним говорил по телефону, мне казалось, что я с богом разговариваю. Это было сильное…