Войти на БыковФМ через
Закрыть

Почему Александр Твардовский сказал о Викторе Некрасове: «Что-то незрелое в нем как в человеке, вот он и играет все время. Только одна книга — «В окопах Сталинграда» — была серьезной»?

Дмитрий Быков
>100

Видите, у Твардовского вообще к интеллигентам было подозрительное отношение. Он был крестьянин из кулацкой, раскулаченной семьи. Он считал, что только крестьяне близки к земле и имеют настоящий опыт. Он интеллигенции не доверял. Он прочитал Гроссмана, «Все течет» (ему предложили это для публикации). Он сказал: «Знаете, есть в этом какое-то вай-вай». Еврейское такое, с намеком. Не он бы писал, не я бы читал. Страдания интеллигента представлялись ему чем-то неподлинным. Вот коллективизация — это да, драма. А интеллигенция? Ну что она там видала, в своих московских распределителях?

Так и Некрасов — интеллигент, художник, архитектор, его любовь к матери,— это, наверное, ему казалось инфантильным. Тогда как в Некрасове инфантилизма не было, воевал он не хуже, а может быть, даже и лучше Твардовского. И, конечно, «В окопах Сталинграда» не самая серьезная его вещь. Самая серьезная его вещь, мне кажется, все-таки «В родном городе» и «Кира Георгиевна». «В окопах Сталинграда» — это вещь на личном опыте, очень ценная, но тем не менее ещё носящая на себе отпечаток сталинской эпохи, дескать, да, начало войны было грешным и страшным временем, но без него мы не стали бы сверхчеловеками. Это такое, как бы сказать, странное произведение, несовершенное и незавершенное. Он собирался ведь писать третью часть, там две их всего.

Мне кажется, настоящий, лучший его текст — это «Кира Георгиевна». Ну и конечно, «Саперлипотет», в известном смысле, «Маленькая печальная повесть». Мне кажется, что Некрасов — это школа того изящества, сухости, подтекста. Он тоже мог быть таким советским Хемингуэем. Но, конечно, Твардовскому с его культом социального реализма, все было совершенно непонятно.

Твардовский и сам писал неплохую прозу, у него очерки очень интересные — «Родина и чужбина». И он собирался писать, кстати, всю жизнь готовился писать автобиографическую книгу, «Пан Твардовский», но не написал. Потому что он искал такой прозопоэтический синтез, его «Книга про бойца» — это тоже проза стихами. И поэтому прозы Некрасова он, по-моему, просто не понимал. У него не было рецептов, рецептеров, по которым можно было это воспринимать. Вот Бунина он понимал, это ещё было в его диапазоне восприятия. Я абсолютно уверен, что, если бы ему принесли Набокова, он ничего бы не понял. Или понял бы, но не захотел бы понять. Он не доверял модернистам. Почему — не знаю.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Александр Твардовский говорил о рассказах Виля Липатова об Анискине: «Это полицейская литература». Почему?

Я не знаю этого высказывания, но понять, почему он это говорил, я могу. Ведь это проект создания позитивного образа «мента», как это тогда называлось, или «понта», как это называется сегодня. Вот в рамках «создания позитивного образа полицейского». Анискин (особенно после того, как Михаил Жаров его сыграл) — это такой простой советский человек, который не столько карает, сколько наставляет на путь истинный. Я не считаю это художественной удачей, но и полицейской литературой считать не могу. Гораздо опаснее, мне кажется, были попытки создать положительный образ чекиста, которыми занимался Юлиан Семенов. Вот это полицейская литература. А то, что делал Виль Липатов — это, скорее, попытка…

Что имел в виду Александр Твардовский, когда написал о Корнее Чуковском: «Он уже и до революции издавал журналы и был известным скандальным журналистом»?

Я думаю, что отношение Твардовского к Чуковскому, как и к Маршаку, состояло из двух серьезных внутренних мотивов. С одной стороны, это было такое восхищение младшего, потому что они были старше на два, а в случае с Чуковским почти на три десятилетия. Твардовский их уважал немного по-ученически, старался старикам помочь, преклонялся перед их ещё старорежимным образованием, и так далее. С другой стороны, его многое в них раздражало. Раздражало, думаю, поколенчески. В Маршаке раздражал эгоцентризм, способность говорить только о себе. Это, кстати, раздражало почти всех, но это же было изнанкой маршаковской жизнестойкости. Его эгоцентризм был изнанкой его невероятной целеустремленности,…

Как вы относитесь к поэзии Георгия Иванова?

Георгий Иванов — отдельная тема, и для меня очень трудно говорить о нем потому, что я любил этого поэта в 1994 году, в год его столетия, и писал об этом довольно восторженно. Сейчас я отношусь к нему как к человеку, как к поэту и особенно как к прозаику (автору «Распада атома») с огромным скепсисом. А уж «Петербургские зимы» хотя и трогательная пошлятина, но пошлятина. Как поэт он мне кажется уровнем ненамного выше своей жены Ирины Одоевцевой, которая писала замечательные баллады, но и только. Я не считаю Георгия Иванова выдающимся явлением в литературе русской эмиграции.

У него было несколько гениальных стихотворений, но несколько. И большая часть сборника «Розы» представляется мне…

Как вы относитесь к книге Джона Апдайка «Кентавр»?

Смотрите, какая история происходит в американской прозе в начале 60-х годов. После смерти Фолкнера, самоубийства Хемингуэя, ухода Сэлинджера в творческое молчание, кризис большой литературы становится очевиден. Она явственно раздваивается. Она разделяется на успешную, хорошую, качественную, но коммерческую беллетристику и на «новый журнализм», на документальные расследования, потому что писать серьезную прозу становится невозможно. Расслоение затрагивает всех. Да, и как отдельный раздел — фантастика, которая тоже, в свою очередь, делится на интеллектуальную, как у Ле Гуин, и на развлекательную, как много у кого. Хотя опять же, качественный мейнстрим все-таки наличествует. Но…