Ну это проще простого, потому что чем сильнее гнет архаики и чем сильнее хвост этой архаики лупит по стенам, чем сильнее хвост этого дракона, тем, как правило, трагичнее противостояние, тем отважнее и отчаяннее модерн. Посмотрите на чрезвычайно сходные судьбы Кафки и Акутагавы. Два модерниста, которые находятся с традицией в таких сложных, мучительных противоречиях, так страдают от чувства вины. И для Куросавы, который, собственно, на экранизациях Акутагавы и сделал себе имя, на «Воротах Расемон», для него в наибольшей степени проблема конфликта, не скажу, долга и чувства, а архаических представлений о культуре и модерна,— для него она наиболее мучительна.
И собственно, все его творчество трагично именно оттого, что человек мучительно выпрастывается из скорлупы архаики. Это же проблема в Кобо Абэ в огромной степени, этот тот самый песок, который погребает людей, в «Женщине в песках», так мне представляется. Чем сильнее давление архаики, тем ярче, тем острее этот выплеск модерна. Отсюда и самоубийство Акутагавы, и ранняя смерть и постоянная депрессия Кафки. Отсюда и трагедия скандинавского модерна, потому что там давление прошлого наиболее сильно.