Нет, очень интересная мысль, привлекательная, но нет. Скажу вам: снобизм (а герою присущ снобизм), тщеславие, самомнение — это именно желание хорошо выглядеть со стороны. А желание быть злом таким эстетским — оно, во-первых, снобам не присуще, они хотят именно выглядеть хорошо. Конечно, есть такие фашиствующие снобы, гаденькие, мы знаем их среди наших современников, это такие демонические злодеи, которые упиваются именно падением. Но они при этом четко сознают, им нужно сознавать, это очень важная составляющая в их экстазе — осознание падения. Поэтому они не пытаются никем выглядеть, они просто сознательно отказываются от химеры совести. Генерал Делла Ровере — это совершенно четкий феномен. Это когда человек, желая изобразить хорошего, постепенно в это поверил и стал хорошим. А вот желание изобразить мерзавца и постепенно стать мерзавцем — этого не бывает. Правда, попытка психологически это проанализировать, имеет место в повести Зорина «Юпитер», где актер, воображая себя Сталиным, в какой-то момент понял, что он сходит с ума и становится Сталиным.
Мне, кстати, рассказывал об этом феномене Юрский, рассказывал Радзинский. Я его спросил: «Неужели вы правда десять лет писали трилогию о Сталине?» Он говорит: «Я бы писал ее и двадцать, но после десяти я понял, что начал его оправдывать. Я увидел логику в его действиях и сказал себе: «Хватит»». Там, кстати, видно, где он начинает, местами. Он, собственно, потому и написал это от лица друга, который любит Кобу. Но даже оправдывая это зло, человек все-таки пытается представить его добром, а вот позировать в качестве зла и увлечься — нет, невозможно. Генерал Делла Ровере использует главный стимул сноба, стимул славы, стимул тщеславия, ему не хочется, так сказать, себя низводить, себя спускать на землю; он привык, что он герой. А вот зло этого стимула, к счастью, абсолютно лишено. Хорошо выглядеть ты не можешь — ты можешь выглядеть как можно более отвратительно.