Я как раз сейчас (собственно, когда уже сдаю окончательный текст в издательство, неизвестно) лишний раз там перепахиваю и пытаюсь сократить свое эссе о «человеке из Сомертона». О нем я писал. Но как раз казус Мангносона — я по нему почитал в сети — как раз этот случай совершенно уводит от «человека из Сомертона». Потому что Мангносон — это, в общем, если пересказывать, человек, который пошел со своим сыном за дровами и пропал на 3 дня. Потом сына нашли мертвым, а его неадекватным.
Но если почитать биографию Кита Вальдемара Мангносона, то оказывается, что первая такая история случилась с ним еще в 1940 году, когда он без вести пропал, и нашли его за много километров, за много миль в пустыне, обожженным. То есть у него случались такие выпадения.
И кстати сказать, он же после сомертонского кейса сошел с ума окончательно, съехал совсем. Люди, которые якобы преследовали его жену, говорили, чтобы она не совалась в это дело — это совершенно не связано с тем, что Мангносон пытался опознать «человека из Сомертона» в декабре 1948 года.
Нет, это был безумец, несчастный. Есть, правда, версия, что он был преступник и куда-то совался в бега. Никаким преступником он не был — в сети есть подробный кейс, его подробная биография. Он был сумасшедший, у которого в какой-то момент просто ослаб самоконтроль. Грубо говоря, он съехал окончательно. Случилось это действительно спустя 2 года после сомертонской истории, когда он сына каким-то образом или потерял или убил, а сам рехнулся. Он кончил дни свои в психиатрической больнице, причем, насколько я помню, чуть ли не в 1991 году.
То есть это такой случай полной ментальной деградации. И это совсем не ключ к этой истории. Кстати, то, что он утверждал, что он знал сомертоновского человека — это тоже одно из проявлений его сумасшествия. Потому что он не знал его и знать не мог. Якобы что это бывший лесоруб… Нет, этого ничего не было.
Понимаете, эта история привлекательна главным образом тем, что вокруг нее концентрируется такое количество домыслов, безумия, удивительных слухов, что она сама по себе породила почти культ. Дело в том, что тайна всегда привлекательна. Для кого не привлекательна тайна, тот лишен художественного чутья.