Войти на БыковФМ через
Закрыть
История

Не кажется ли вам, что ключ к делу «человека из Сомертона» — это случай с Китом Мангносоном?

Дмитрий Быков
>100

Я как раз сейчас (собственно, когда уже сдаю окончательный текст в издательство, неизвестно) лишний раз там перепахиваю и пытаюсь сократить свое эссе о «человеке из Сомертона». О нем я писал. Но как раз казус Мангносона — я по нему почитал в сети — как раз этот случай совершенно уводит от «человека из Сомертона». Потому что Мангносон — это, в общем, если пересказывать, человек, который пошел со своим сыном за дровами и пропал на 3 дня. Потом сына нашли мертвым, а его неадекватным.

Но если почитать биографию Кита Вальдемара Мангносона, то оказывается, что первая такая история случилась с ним еще в 1940 году, когда он без вести пропал, и нашли его за много километров, за много миль в пустыне, обожженным. То есть у него случались такие выпадения.

И кстати сказать, он же после сомертонского кейса сошел с ума окончательно, съехал совсем. Люди, которые якобы преследовали его жену, говорили, чтобы она не совалась в это дело — это совершенно не связано с тем, что Мангносон пытался опознать «человека из Сомертона» в декабре 1948 года.

Нет, это был безумец, несчастный. Есть, правда, версия, что он был преступник и куда-то совался в бега. Никаким преступником он не был — в сети есть подробный кейс, его подробная биография. Он был сумасшедший, у которого в какой-то момент просто ослаб самоконтроль. Грубо говоря, он съехал окончательно. Случилось это действительно спустя 2 года после сомертонской истории, когда он сына каким-то образом или потерял или убил, а сам рехнулся. Он кончил дни свои в психиатрической больнице, причем, насколько я помню, чуть ли не в 1991 году.

То есть это такой случай полной ментальной деградации. И это совсем не ключ к этой истории. Кстати, то, что он утверждал, что он знал сомертоновского человека — это тоже одно из проявлений его сумасшествия. Потому что он не знал его и знать не мог. Якобы что это бывший лесоруб… Нет, этого ничего не было.

Понимаете, эта история привлекательна главным образом тем, что вокруг нее концентрируется такое количество домыслов, безумия, удивительных слухов, что она сама по себе породила почти культ. Дело в том, что тайна всегда привлекательна. Для кого не привлекательна тайна, тот лишен художественного чутья.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
«Хищные вещи века» Братьев Стругацких — хорошая демонстрация нынешнего мира потребления. Когда вы возлагаете надежды на восстановление общества исключительно на молодежь, вы думаете, куда деть остальных?

Видите ли, люди, по крайней мере 90 процентов их, я думаю, они сами по себе ни хороши, ни плохи; они — как камни в воде, понимаете, меняют цвет в зависимости от среды. И количество приличных людей в обществе или во всяком случае людей, которые не позволяют себе прямого свинства или делают гадости без удовольствия, назовем это так, их количество меняется. Оно очень зависимо. И особенно в России оно очень зависимо от среды, потому что внутренние убеждения недостаточно крепки, недостаточно прочны. И одни и те же люди в семидесятые годы ведут себя совершенно по-обывательски, в восьмидесятые становятся политическими активистами и демократами, в девяностые резко мигрируют в сторону…

Можно ли сказать, что книга Айзека Азимова о роботах «Я, робот» продиктована идеями Фридриха Ницше?

Конечно, продиктована. Надо сказать, что любимым писателем Шекли, Азимова и, уж конечно, Кларка был в детстве Ницше. Потому что он предугадал эру, когда человек шагнет за пределы обязательного, когда он станет хозяином своей судьбы. У Ницше очень много мыслей о том, что человек рожден пересоздать себя. Его формулировка: человек — это усилие быть человеком. И вот эта идея пересоздания, идея скачка, прыжка,— она удивительно точно почувствована его интуицией. Иной вопрос — конечно, на этом пути есть риски. Но, как правильно совершенно сказал Томас Манн о том же Ницше: «Если эта нация не умеет ценить своих титанов, пусть она их больше не производит».

Очень симптоматично, что Ницше…

Как фильм «Допрос» Оджагова прошел цензуру и получил госпремию, а безобидный «Слезы капали» Данелии получил третью категорию? Неужели сказка Данелии опаснее фильма Оджагова?

Ну, видите ли, это такая вот интересная особенность Советского Союза (о чем мы тоже, кстати, с Шахназаровым говорили): Советский Союз как наднациональный проект сложный был довольно щеляст, он предоставлял возможности найти нишу. И вот действительно, если у вас по тем или иным причинам остросоциальная картина или эстетская картина, или протестная картина не могла быть снята на «Мосфильме», вы могли её снять в Украине; а если у вас не получалось в Украине, вы могли её снять в Армении, в Азербайджане.

Ну, действительно у меня много друзей из Баку. В частности, Саша Альшванг, ныне проживающему в Штатах. И хотя мы оба в 80-м году были молодыми людьми (ну, Альшвангу — лет девятнадцать, а мне —…