Я всегда, во-первых, заглядываю в конец, ничего не могу с собой сделать. Из всех детективов, которые я знаю, на меня наибольшее впечатление произвели «Десять негритят» и «Убийство Роджера Экройда», именно благодаря великолепной сюжетной схеме. И, конечно, чеховская «Драма на охоте», которая просто очень хорошо написана. А так, что касается детективов, Гранже мне нравится читать, именно благодаря такому колориту. Нёсбе не нравится. «Миллениум», цикл Стига Ларссона, где «Девушка с татуировкой» тоже никакого впечатления на меня не произвел. Может потому, прости господи, что это слишком киберпанковское произведение.
Я могу вам назвать книгу, которую я читал не отрываясь. Джей-Джей Абрамс и второго Даг Дорст, я его все время забываю, «S, или Корабль Тезея». Но он есть только по-английски. Эта книга страшно многословная, там надо читать и заметки на полях, высчитывать, расшифровывать. Эта книга была просто эпохой моей жизни. Когда я её купил в Лос-Анджелесе, но купила она меня в первую очередь не столько детективной интригой, не столько сложностью повествовательной модели, сколько потрясающей атмосферой. Вот это путешествие на корабле, который плывет неизвестно куда; человека, который не помнит себя: ему память отшибло, он пытается понять, как он сюда попал. Это такая гриновская печаль вечерних кабаков, одиноких кораблей, непонятных берегов, синего, такого экзотического вечера — болезнь какая-то. Гениальная книга — «Корабль Тезея», «S». Она не переведена. И она, наверное, не будет переведена, потому что кому охота заниматься такими типографскими ухищрениями, но я его прочел, прямо скажем, с неослабевающим интересом. Потому что там тайна не только в том, кто он и откуда взялся, а тайна очень многослойная. И огромное число тайн в шифрах разбросано по книге, а количество сайтов в сети, ей посвященных, впечатляет.