А когда еще? Эдгар По — это писатель для впечатлительных детей. Потом, понимаете, у меня есть такая точка зрения, что подросток не растет. Тот возраст, который человек приобретает в 15-16 лет, — его психологическое состояние остается неизменным, он может лишь приобретать какие-то навыки. Дальше можно только деградировать. То есть можно огрубеть, заветриться, как колбаса. Можно утратить и точность переживаний.
Но боюсь: среди сражений
Ты утратишь навсегда
Скромность робкую движений,
Прелесть неги и стыда!
Ты тратишь это, ты перестанешь быть таким эмпатичным, сострадательным, умным. Я думаю, что в мои 7 я был умнее, чем сейчас. Не боюсь абсолютно подставиться, это говоря. Потому что и ребенок, по Мандельштаму, ближе к смерти, чем наши зрелые года. А во-вторых, ребенок все-таки лучше понимает бессмертие, тоньше его чувствует. «Молодость ходит со смертью в обнимку», как у Гандлевского сказано. Поэтому подросток — это оптимальный возраст. И, конечно, подросток — это идеальный читатель. Подросток — это человек, который Эдгара По полюбит искренне, потому что будет сопереживать, будет бояться, когда он пугает. Представьте себе, человек, у которого неприятности по службе, читает «Падение дома Ашеров». Он думает: «Господи, что за идиотский вымысел». Это нужна пандемия, чтобы люди прочли «Маску красной смерти» и испугались.