Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
История

Какое у вас отношение к идее Советского Союза?

Дмитрий Быков
>250

Никакой идеи не было, было несколько абсолютно разных концептов, из которых осуществились далеко не все, а каждый частично. Советский Союз не однороден, не монолитен. Советский Союз был разным на протяжении своей 70-летней истории. Советский Союз 40-х – это одно, 50-х – другое, а 70-х – совершенно третье. Советский Союз 70-х, который я застал, представляется мне сложной системой с неочевидными вариантами развития. Я, пожалуй, соглашусь с Арестовичем, что 70-е были лучшим временем Советского Союза. Так же думает и Игорь Иртеньев, с которым я согласен, и который тогда жил.

Нельзя не признать также, что всех птенцов этой интеллектуальной войны; всех, кто возник на этой волне, к началу 80-х этот же Советский Союз и задушил, и завалил при своем крахе. Я об этом особенно остро подумал вот в связи с чем: вот Елена Дьякова  – я очень любил с ней работать, мне очень нравилось, но я понятия не имел о ее стихах. Я знал, что когда-то она их писала. Но что это за стихи, я не знал. Сейчас их выложили. И эти стихи не только прекрасны сами по себе – они мне живейшим образом напомнили (а я это почти забыл, это отказалось в памяти погребено) атмосферу начала 80-х.  Я тогда только – мне было 13-14 лет  – начал со стихами ходить по редакциям, и меня зазывали в разные литобъединения. Как Волгинская студня, например. 

И это было время, когда, конечно, гремела, как всегда, тройка лидеров… Их так произвольно критика объединила, хотя это тоже абсолютно разные поэта, метаметафористы – Жданов, Парщиков, Еременко. Мне из них, конечно, Еременко был наиболее близок и симпатичен, а Жданов казался наиболее значительным. Хотя, может быть, я здесь глубоко не прав.

Но закат Советского Союза был ознаменован первым рубежным поколением. Оно совсем не было советским, но оно было умным, оно вобрало предыдущий опыт. Это были такие преждевременно состарившиеся дети. Это прежде всего Денис Новиков – наиболее известный и самый взрослый в этом поколении, самый рано сформировавшийся. Дьякова, Виктор Коркия, который был старше значительно. Коркии было… он же, примерно, ровесник Дидурова, ему было за 30. Но вот Коркия для меня, наверное, самый значительный поэт этого времени, наряду с Дидуровым, хотя они очень разные.

Дидуров, так сказать, гораздо реалистичнее, гораздо жестче, при том, что формой он владел ничуть не хуже. А Коркия – это такой невероятный гротеск, замечательная игра с советскими штампами, прогнозы всякие замечательные:

С родной земли в подземный переход спускается прекрасная невеста.

Она мурлычет песенку протеста.

Для меня его поэмы «Свободное время» и «Сорок сороков» – это такие главные явления того времени. «Сорок сороков»… Я помню, как Андрей Мальгин многое тогда сделал для публикации и популяризации этой поэмы. Эпштейн включил ее в сборник «Зеркала» – первый перестроечный сборник.

Да много было тогда сильных поэтов. Это и Катя Капович, которая и сейчас работает ничуть ни хуже, но тогда это была ошеломляющая новизна. Это молодая Горбовская. Кстати говоря, довольно смешную пародию на которую (и очень дружескую; это, скорее, стилизация) написала Дьякова. Много было людей. Как бы ни складывались мои сегодняшние отношения с Андреем Черновым, Андрей Чернов был тогда значительным явлением. Как бы он опять-таки ни эволюционировал потом.

Но было и много людей, которые не напечатались и остались погребены. Скажем, в семинаре прозаическом у Владимир Маканина такой была Елена Семашко, чьи рассказы тех времен представляются гениальными попросту. А напечатаны из них, по-моему, два: «Обстоятельства» в сборнике студентов Литинститута и «Михаил Третий», который я напечатал в «Столице». Вот тогда же я и с Семашко познакомился. Мы один раз виделись. До сих пор мне приходят сообщения, что где-то лежит ее архив. Я был бы счастлив издать это немедленно. 

Я думаю, что серьезная хрестоматия начала 80-х была бы сегодня совсем уместна. В этом смысле совсем иначе зазвучал бы и ранний Иртеньев, и ранняя Искренко. Я думаю, что книга «Личное дело», которая объединила более-менее поэтов этого типа и этого склада, неполна. Я думаю, что Цветков, Гандлевский, принадлежащий к той же группе Кенжеев, – они все-таки постарше. А я говорю о тех, кому в 1980 году было 18-20 лет. Кстати говоря, к этому же поколению принадлежит и Щербаков, который ярчайшие свои вещи написал 1982-1983 годах. Конечно, это было ослепительно, но это было ослепительно на фоне других явлений этого же ряда.

Это поколение, которое рассчитывает свой духовный рост с олимпиады-1980, когда действительно впервые повеяло ветром апокалипсиса в эти щели советской системы… Вот это поколение было ослепительным явлением. Надо сказать, что тогда же дебютировал и Ройзман (признан Минюстом РФ иноагентом). Мне его первую подборку показали, и это было очень здорово и на что не похоже. И в этом не было совсем оттепельной радости – в этом была такая позднесоветская печаль.

В этом же поколении дебютировали и Цой, и Шевчук. БГ – чуть постарше, и к 1980 году это уже сложившийся поэт. Но рубеж 80-х – это чрезвычайно интересное время. Веллер, с которым у меня всегда отношения дружеские и бесконечно полемические, – так вот, он говорит, что это было время трупного запаха, бесконечно разлагающейся опухоли. Да, наверное, может быть, так. Но в это же время, однако, появился сборник «Хочу быть дворником». И я помню, как Вера Гринева его принесла на журфак и как мы не верили, что это опубликовано. И как мы не верили, что это существует. И однако – вот. 

Наверное, для Веллера это было депрессивное время. Да и в общем, оно для меня было не пряник.  Жизнь в Советском Союзе для людей с моими взглядами и внешностью не была особенно легкой. Но тем не менее, это было время гораздо лучше, увлекательнее и перспективнее, чем нынешнее, которое не объявляет и не предлагает нам никаких вариантов развития.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как Жеглов из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» несмотря на отсутствие христологических черт, стал культовым персонажем?

Анекдоты о нем есть, но дело в том, что христологических черт у такого персонажа быть не должно. Видите ли, вся популярность Жеглова была предопределена тем, что его сыграл Высоцкий. Если бы его играл любой другой человек, он был бы совершенно непривлекателен. И в книге он непривлекателен, он показан там глазами Шарапова, который уважает его, но не любит ни секунды. Просто действительно, Говорухин сыграл — и это только в плюс ему — довольно нетрадиционную, довольно неожиданную игру. Он задумал такую художественную провокацию — сделать человека с абсолютно тоталитарным сознанием (тоже типичного силовика) обаятельным, артистичным, еще таким немножко, как говорил сам Высоцкий, «немножко из…

Как вы оцениваете творчество Владимира Маканина? Что вы думаете о его романе «Асан»?

Я очень люблю некоторые вещи Маканина. Такие, как «Пустынное место» – гениальный рассказ, если я не путаю ничего.  Или «Предтечу», или «Где сходилось небо с холмами», или «Ключарев и Алимушкин», и особенно «Лаз» – я считаю, что это лучшее, что он написал. И, конечно, «Сюр в Пролетарском районе». «Асан» мне не понравился. Потому что мне не понравился герой, я этому герою сопереживать не могу. Может быть, он в каком-то смысле и прав. Может быть, претензии к «Асану» со стороны реально воевавших людей вроде Бабченко, есть слепота,  непонимание каких-то базовых принципов маканинской прозы.

Маканин – не реалист, и приписывать ему такой ползучий реализм было бы неправильно. Он,…

Что вы можете рассказать об Алексее Дидурове?

Лёша Дидуров, о котором я всегда вспоминаю с радостью, потому что это одно из самых светлых моих воспоминаний, был моим старшим другом и литературным учителем. В его кабаре, которое он так бескорыстно, так прекрасно создал для всех молодых поэтов Москвы, все сколько-нибудь значительные московские поэты успели побывать и почитать. Я помню там и Степанцова, и Вишневского, и Чухонцева помню там, и Кабыш, и Коркию… Да и Володя Алексеев там пел, и Цой там появлялся (правда, задолго до меня — когда я туда пришёл, Цой был уже во славе), и Окуджава там пел несколько раз, Скородумов. Дидуров создал действительно удивительную среду для молодых талантливых людей. Простите уж, что я себя причисляю к этой…

Какой смысл вы вложили в книгу «Финал. Вначале будет тьма»?

«Финал» неожиданно оказался коммерчески успешным романом, на что мы не рассчитывали никак, хотя тема его такая сенсационная, спортивная. Ну и конечно, соседство веллеровской книги, его учеников, нам помогает («Вначале будет тьма»). Смысл книги очень прозрачен. Дело в том, что к «Финалу» есть эпиграф про уроборос. И он же построен, как уроборос — змея, кусающая свой хвост. Там напрямую совершенно сказано, что роман кольцуется, и первая фраза — «Царь киксанул» — является ответом на вопрос об итоге матча.

Но сейчас, действительно, вопрос об исходе матча стоит на повестке, потому что Россия поставила на карту все. Это не всегда хорошо. На карте стоит национальная идентичность. То есть если…