Понимаете, для этого и была в Советском Союзе придумана система кружков, внешкольного образования, это вообще вечная русская педагогическая утопия. ещё Пушкин писал, что ребенок должен воспитываться вне семьи, потому что семья — то школа рабства. Он имеет в виду рабское разделение ролей в семье, патриархат, а вовсе не то, что в доме есть крепостные. Ребенок учится свободе в компании единомышленников или сверстников. Я со своей стороны считаю, что лицейская компания во многом надломила Пушкина, это была жесткая среда, и травли там хватало,— Кюхельбекеру она просто, по-моему, стоила жизни. Он все свои душевные болезни там приобрел.
Есть люди, которым нельзя воспитываться в коллективе. Может быть, я сам был одним из них. Но в творческом коллективе, там, среди ровесников, или в литературной студии у Саши Архангельского, или в студии Марка Баринова мне было безумно интересно. Я туда ходил, и это нужно. То есть творческая среда ребенку необходима. Дома родители очень часто не могут оценить его дарований. А вот шахматный кружок, математический кружок, драматургический кружок, сценический,— это необходимо. Я поэтому радуюсь, что мой сын проводит дома так мало времени, что он все время со своими сверстниками, с которыми они что-то ставят. И это все началось ещё лет с 10, когда он, вооруженный первый детской дешевой кинокамерой, дома устраивал какие-то погони и перестрелки из пистонного пистолета, снимал это на камеру, они это вместе монтировали и получалось кино. Вот это мне кажется забавным. И совершенно при этом не кажется мне правильным узкое семейное воспитание. Я люблю, чтобы дети с детства попадали в круг единомышленников и друзей.