Ну есть продолжение работы Вячеслава Рыбакова, где Вечеровский выведен опасным фанатиком, такой заросшей и грязной демшизой, которая прячется по болотам от гомеостатического мироздания, а Глухов и Малянов — такие нормальные обыватели, которые, хотя и простираются перед ним на глухие окольные тропы, но Рыбаков мыслит парадоксально и верно. Другое дело, что мне кажется, его заносит иногда, но мысль его совершенно точна.
Мы в Питере виделись с Лопушанским и лишний раз подумали, как точен был сценарий Рыбакова по «Гадким лебедям», где вместо вырезания дыры в облаках, дети, учащиеся у Мокрецова, заключенные в психбольницу, рисуют квадрат на окошке. Это ровно то, что мы видим сегодня в деле «Нового величия». И Лопушанский сказал очень точно: «Надо бога молить за то, чтобы он нас за этих детей простил; за то, как мы с ними себя повели. За то, как мы ими распорядились». Хотя у Стругацких как раз концепция была иная, и из 1968 года ситуация выглядела чуть иначе.
Что касается рыбаковской версии будущего Вечеровского… Ну да, наверное, в начале 90-х было очевидно, что свои опасности есть как и у конформизма, так и у нонконформизма. И какой из них губительнее для творчества — это еще большой вопрос.