Зачем же ему было держать кого-то из них? Я думаю, что он думал о Сталине, когда это писал. Иное дело, что в Афрании можно увидеть Агранова. Интересная мысль. Афраний, насколько я знаю, это реальное имя, это реальный персонаж. Но если оно вымышленное (я сейчас проверю), то Афраний и Агранов – здесь прямая связь. Сейчас проверим, высказывал ли кто-нибудь эту гипотезу или нет. На поверхности совпадение имен. Если где это искать, то, наверное, у Еськова в «Евангелие от Афрания». То, что Воланд – это Афраний, часто встречается. А вот Афраний и Агранов – почему-то об этом никто не написал, не выскакивает. Надо подумать. Агранов – это результат перерождения человека из круга Маяковского. Кстати, в фильме Александра Шейна «ВМаяковский» Агранов сделан довольно обаятелен. Я не помню точно, кто его играет, но это довольно яркий персонаж. Бурлюка играет Ефремов. Там хорошая сцена у них, в яблоневом саду. Мне кажется, что Афраний – очень из немногих примеров (не только у Булгакова, а вообще в литературе) не просто обаятельного зла, а такого зла, которое не получает удовольствия от получения своих обязанностей, санитар леса. Римский такой вариант. Об этом надо подумать. В принципе, я мало могу назвать в истории литературы по-настоящему привлекательных злодеев. Даже Миледи (многие говорят, что это женский трикстер) была мне совершенно омерзительно всегда, задолго до того, как ее сыграла Терехова. Терехова сыграла ее изумительно противной. Но мне всегда казалось, что Миледи – мерзкий герой, когда она появляется, мне хочется отвернуться. Настолько она беспринципна.
«Держал ли Булгаков кого-то из НКВД-верхушки в качестве прототипа Пилата?»

Дмитрий Быков
<25
Пока нет комментариев