Войти на БыковФМ через
Закрыть

Чувствуете ли вы возраст и приходящую с ним мудрость?

Дмитрий Быков
>100

Я думаю, будет гораздо интереснее поговорить на эту тему с Нани Брегвадзе. Вот когда она пела «Снегопад, снегопад» было ощущение, что она как бы догнала себя, вошла в свой возраст. Это возраст чуть за сорок – возраст усталой зрелости, скептического взгляда на вещи. Мне кажется, она и самая красивая была в этом возрасте. Я бы ее с удовольствием спросил, в чем преимущество этого «возраста снегопада». Мне это важно, потому что старость  – это то, что нам всем (кому повезет) предстоит пройти, этот опыт универсален. Но я знаю, физически знаю и чувствую, что, во-первых, есть люди, которые могут совершенно не зависеть от возраста. А во-вторых, есть чудеса, которые дарит только здоровая и мудрая старость. Вот об этом я хотел бы с Брегвадзе поговорить – в чем преимущество возраста? Потому что  вообще я не люблю всяких неизбежностей. У меня есть как раз новое стихотворение о том, что война идет всегда. Война просто обнажила бессмысленность жизни, а так-то жизнь вообще не больно осмысленный процесс, потому что все, что было, теряет цену. 

Понимаете, я мучительно совершенно (если уж говорить откровенно) переживаю то, что у меня на антресолях стоит елка из ПВХ, лежит в разобранном виде, елочные игрушки – советские, 40-х годов, еще мамины. И все это там сейчас лежит неподвижно. Обычно я каждый год, из какого-то странного чувства долга эту елку собирал, гирлянды на нее вешал. Там был Дед Мороз, у которого шубка сшита из дедовой шинели, в которой он после войны служил на финской границе.

 Вот все это лежит сейчас на антресолях, и те люди, которые живут в моей квартире (они живут там для поддержания дома – «живите в доме, и не рухнет дом»), не будут эту елку собирать. И этот Дед Мороз, эта Снегурочка 70-х годов, эти игрушки разных лет – с 40-х по 80-е,  – все это лежит, но никому не нужно. И вот огромная, теплая, бурная жизнь семьи, которая вокруг этого строилась, никому не нужна, от нее никого не осталось, кроме меня. Никто этого больше не помнит. И, конечно, я понимаю, что на фоне бомбежек Украины, на фоне разрушенных домов, на фоне разрушенной жизни, разрушенной инфраструктуры совершенно это не важно, моя память и все остальное. Но я не могу не видеть тихого огня, тихого и неслышного, который пожирает нашу жизнь и все, что в ней было.

Война выводит на поверхность бессмысленность человеческого существования. Вот это, может быть, самое страшное, что есть в войне. Но для меня очень мучительны детские мои воспоминания именно потому, что мне не с кем их share, не с кем их разделить. Они – моя индивидуальная собственность: больше, кроме меня, этого никто не помнит. Вот в этом, наверное, «пытки памяти», как говорила Новелла Матвеева. Это не роковая память и не модная сейчас «проработка травм», это не коллективная память. Нет, это именно ужас мысли, что все, чем мы жили, стало никому не нужным. И эта елка, которая была для всех довольно сакральна, и эти вещи: все утратило смысл. Но ведь это же сделала не только война. Так вообще делается, что жизнь каждого следующего поколения утрачивает смысл. Особенно в России, где работает цикл. Вот, наверное, об этом я бы предпочел говорить и думать, рассматривая травмы истории.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…

В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…