Я, наверное, дурной человек, но моим главным ощущением была скука. Я понимаю, что это хороший фильм, но чувства, которые в нем отражены, мне несвойственны, непонятны. Ощущения… Я не вижу ничего особенного в отрубании пальца. Правильно кто-то уже писал: «Не удивляет же нас это в случае отца Сергия?» Отрубать пальцы – это пожертвовать частью себя. Не до конца себя убить, а убить часть, пожертвовать пальцем. Это довольно понятный архетип. Но в принципе, знаете, при всей красоте, беспросветности, при всей физиологической точности этой картины (может быть, я тоже пресыщен депрессивными произведениями), но мне – и я не мог ничего с собой сделать – было скучно, скука была главным моим ощущением при просмотре картины.
Много спрашивали о «Капитане Волконогове», который появился тоже. «Капитан Волконогов» – это, безусловно, более сильное и более интересное, более неоднозначное художественное высказывание, чем «Банши Инишерина». Во всяком случае, я увидел в нем более серьезные вопросы, более серьезные моменты трактовки. Там есть что трактовать.
Фильм мне показался очень зависим от стилистики позднего Эйзенштейна, что ли, понятным; зависимым в наибольшей степени от второй серии «Ивана Грозного», от пляски опричников. Во всяком случае, первые десять минут – это прямая отсылка к нему.
Мне не понравился этот фильм, и я никогда не пытался сделать вид, что он мне понравился. Но это значительное художественное явление. Почему не понравился – это мои претензии, и они никого не касаются. Тем более я не собираюсь о нем писать.
Это художественное явление, которое, как и фильм Балабанова «Груз-200» (который мне как раз понравился), интересно анализировать. Интересно анализировать, что взято и откуда, какой образ что обозначает, какова трактовка, что имеется в виду, какая эпоха. Фильм богатый, богатый на ассоциации и трактовки, на догадки о генезисе, и так далее. Его интересно смотреть – то есть интересно смотреть именно аналитику. В этом смысле, конечно, «Капитан Волконогов» – одно из самых значительных высказываний последнего времени.
Нравится ли оно мне – нет, но оно и не обязано мне нравится, оно мне не близко. Но оно занимает меня, оно увлекательно.