Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы имели в виду, когда сказали, что люди без дела утрачивают смысл, и в этом причина смерти многих современников? Не кажется ли вам, что это хороший шанс пересмотреть свои ценности?

Дмитрий Быков
>250

Легко говорить. На самом деле, знаменитое выражение, что «всякая стена — это дверь», которое не повторяет только ленивый, годится для людей, которые могут пересмотреть свои ценностные установки. Но если вы рождены с темпераментом журналиста и приобрели некий опыт журнализма, чем вы можете заниматься в нынешней России, где профессия упразднена? Вы можете сказать, конечно, что можно уехать. Да в принципе, можно сказать, что всякая трагедия — это шанс. Как говорил Глазков, «поэзия есть сильные руки хромого». Действительно, оторвали тебе ноги — учись так ходить на руках, чтобы все кругом замерли от восторга. И сам ты чтобы, действительно, перескочил в следующий эволюционный класс. Но, во-первых, не все это могут. А во-вторых, не забывайте, что от исчезновения некоторых профессий, возможностей, некоторых ниш мир теряет. Теряет он даже и при естественном развитии, когда парусный флот, например, перестает быть нужен и остается утехой для немногих маргиналов или тренингом для молодых юнг. Тем не менее тут же речь идет не о естественном отмирании ремесел. И то сказал Арсений Тарковский: «наблюдать умирание ремесел — все равно что себя хоронить». Это довольно печальная история:

Златобит молоток свой забросил,
Златошвейная кончилась нить.
Наблюдать умирание ремесел —
Все равно что себя хоронить.

Ну а здесь не просто отмирание ремесел, а удушение ремесел. И не то что один человек вроде Ковальского или Малашенко утрачивает смысл жизни. С этим ещё можно было бы примириться. Но тут страшно бледнеет картина мира, в которой становятся не нужны целые, причем довольно сложные и довольно тонкие ремесла. Когда отмирает что-то примитивное — бог бы с ним, на смену приходит усложненное. А что делать тому, кто лишается целой отрасли; что делать стране, которая потеряла огромные перспективы интеллектуального развития. Совершенно исчезла политология, заменившись геополитикой, которая, естественно, никакой наукой не является и не являлась ею изначально. Совершенно исчезла футурология, заменившись какими-то паранаучными фантазмами. На наших глазах исчезает философия, заменяясь теологией очень дурного, очень примитивного вкуса. Если бы это была теология в духе Фомы Аквинского — но это же совсем другие дела. Неотомизм ещё можно было бы вынести или неоплатонизм. Но это же, простите, неочерносотенство. Поэтому есть ощущение, что не всякий вызов на благо стране.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…

В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…