Вот это очень принципиально: вы Север с Востоком не путайте. Север — это во многих отношениях дисциплина казарменная, насилие над личностью и такой культ власти, а Восток для него — это «два достойных занятия для мужчины — война либо поэзия». Либо воин, либо дервиш, а можно и сочетать. Лермонтов во многом такую самурайскую версию христианства рассматривает: он воин прежде всего, воин и поэт. И для него, конечно, Север — это то, от чего хочется сокрыться за стеной Кавказа. Метафизика Севера, как она описана у Джемаля в «Ориентации — Север», и метафизика Востока, как она описана у Лермонтова,— это совершенно разные вещи, сходные только в одном: только в том, что гедонистический культ юга, культ торговли, отдыха и праздности, и западный культ свободы здесь как-то не очень приветствуется. Условно говоря, мне близок юго-запад, как называлась книга Багрицкого об Одессе, да она и не об Одессе на самом деле. Эта книга — манифест одесской школы. Они называли себя «юго-западной школой». Для меня юго-запад гораздо органичнее, чем северо-восток; прямо скажем, северо-восток мне скучен и труден. Но величие какое-то в нем есть, конечно, кто бы спорил.
Что Михаилу Лермонтову на метафизическом уровне нравилось в Кавказе? Что есть в Востоке такое, чего нет на Севере?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев