Нет, то, что гибнет Рем, любимый и главный герой в романе, это совершенно очевидно. На Реме с самого начала стоит это клеймо, и Акунин его не особенно скрывает. Он любит помечать героя, который обречен, на котором стоит это клеймо жертвы. Это довольно трагическая ситуация. Дело в том, что Акунин в этом романе самое интересное, что сделал,— это именно как своды сведены в замок, как соотносится история Рема, история мрачной девочки-ведьмочки и история педагогического эксперимента в гетто. Акунин в интервью мне объяснял, почему это так сделано: показано, к чему приводит отсутствие теории воспитания, невоспитанность в глобальном масштабе, к чему приводит отсутствие новой концепции человека в двадцатом веке, если угодно.
Рассмотреть фашизм именно как отсутствие концепции человека, именно как отклонение человечества от предначертанного пути — это нормальный такой позитивистский гуманистический метод. И написана эта книга очень хорошо: из всех романов Акунина за последнее время (здесь со всеми читателями мы сошлись) она лучше всего придумана и написана. Но то, что гибнет именно Рем; то, что ему раздавило танком голову,— это не для того сделано, чтобы мы могли (как в случае Фандориным) оставить себе какой-то шанс, что он на самом деле жив. Нет, раздавленная танком голова — это довольно простой и очевидный даже не символ, а довольно лобовая метафора, на мой взгляд.