Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Тема безумия в литературе

Дмитрий Быков
>250

Весьма интересно вообще, почему люди к этой теме обращаются. Это тема модерна, заявившая о себе в эпоху модернизма. Почему модернизм так внимателен к патологии сознания, вообще влиятелен в этой области? Потому что это вполне естественная для модерниста попытка все поверить разумом, попытка на все посмотреть с рациональной точки зрения. Попытка проникнуть в подсознание инструментами сознания — попытка глубоко фрейдистская, на этом стоит весь метод Фрейда. Естественно, что для модерна интересна патология именно потому, что он все пытается здраво и трезво проанализировать, все вытащить в светлое поле сознания. Естественно, что безумие в случае патологии — наиболее интересный предмет для модерна.

Другое дело, что очень часто безумие выступает источником очень дешевых эффектов, как почти всегда у Леонида Андреева. Кстати, тут много вопросов, как я отношусь к беседе Парамонова с Иваном Толстым о Леониде Андрееве. У нас же действительно сейчас столетие смерти Андреева, и многие об этом говорят. Я считаю Андреева безусловным писателем первого ряда, и Парамонов, отодвигающий его во второй ряд, на мой взгляд, все-таки слишком к нему суров. Но для меня Леонид Андреев значителен и интересен не там, где он исследует безумие. Потому что для него безумие — это источник довольно дешевых эффектов, и он безумие не умеет описывать, он ищет в нем какой-то крикливой аффектированности.

Толстой, помните, попросил однажды Горького рассказать два своих страшных сна. И вот Горький рассказал про эти валенки, медленно переступающие по пустой дороге. Толстой сказал: «Да, это хорошо. Это страшно». Страшно будничное. Безумие пышное, бросающееся в глаза, «Красный смех» Андреева — хороший рассказ, но он неубедителен. Вересаев сказал, что самое страшное на войне — это будничность насилия, к нему привыкаешь, рядом с операционным столом можешь пообедать на третью неделю войны. А у Андреева такое чувство, что он так и ходит со сорванной кожей. Есть защитные механизмы психики, и эти защитные механизмы иногда страшнее любой войны.

Мне представляется, что, скажем, рассказ Андреева «Призраки» — тоже неубедительное описание безумия. Потому что это безумие слишком театрально, с одной стороны, а с другой — слишком рационально. Это хорошо придумано: человек, который даже во сне продолжает стучать в дверь. Но это недостоверно, и в этом настоящей иррациональности нет. А безумие прекрасно подчеркнуто бытовой своей природой. Сумасшедшие сходят с ума часто на скучных вещах: на том, что им коммунальная соседка волосы подбрасывает в суп, или на желании иметь ордена, как у Чехова в «Палате №6». Вот где настоящий ужас — приплюснутое безумие.

Три функции у безумия литературе. Во-первых, оно выступает как метафора, как гипертрофия той или иной человеческой страсти. Это плюшкинское безумие, скажем, безумие жадности. Это явная уже душевная патология. Он хочет подарить Чичикову часы, но физически не может этого сделать. Вторая функция безумия — функция такая ограждающая, попытка самому оградиться от его нападений, описать его и заклясть — это во многом идея «Орля». Ну а третья функция — безумие как остранение. Это попытка с помощью безумия увидать нормальную жизнь как патологию. Попытка изобразить то, что мы делаем в повседневной жизни как абсурд. Это попытка увидеть повседневный кошмар заново, и это-то и есть самая, пожалуй, плодотворная, самая свежая функция безумия.

В этом смысле, мне кажется, лучшее, что написал Толстой — это маленькая незаконченная повесть «Записки сумасшедшего», где описан «арзамасский ужас». Во-первых, это самое сильное описание безумия, которое вообще в литературе есть. Вот это просто тотальный реализм, физиологическое описание цветов и форм, сопровождающих потерю самоконтроля. Все тот же ужас — красный, белый, квадратный. «Домик был обычный, но мне ужасно показался скучный — белый, квадратный». Вот это сочетание квадратных, безысходных форм, красный коврик на стене, красный круг от лампы,— вот этот супрематизм безумия: круги, квадраты, замкнутые формы, окружающие героя, напоминающие ему о смерти, о замкнутости его жизни, его мира. Это замечательно сделано. И кроме того, почему героя называют сумасшедшим? Потому что он увидел кошмар повседневности как патологию. Для всех это норма, а он не понимает, как могут люди настолько наивно, настолько глупо мучить других, мучить себе подобных, соблюдать кошмар суда, тюрьмы, армейской службы.

Вот этот абсурд повседневности виден только безумцу, но его и возят на освидетельствование, хотя он — единственный нормальный среди них. Он напоминает себе (и Толстой напоминал себе) человека в горящем доме, который думает о спасении, а все остальные сидят и разговаривают о посторонних вещах. Это безумие как способ остранить повседневность.

В моей любимой книге, одной из любимых, в повести Мопассана «Орля» безумие тоже, в общем, не более чем метафора. Там описан случай, довольно известный в психиатрии, случай довольно частый: когда человеку кажется, что в него что-то вселилось, что им управляет чужая воля. Это не раздвоение личности, но это просто случай довольно глубокой рефлексии, случай самонаблюдения, когда человек замечает, что у него есть «я», а есть «сверх-я». Есть сознание, а есть подсознание или надсознание, которое иногда ему диктует. Чтобы до этого додуматься, дорефлексироваться, действительно, нужна довольно большая глубина проникновения в свое «я». Помните, у Сартра в «Тошноте» случилось почти незаметное событие: «Я не смог поднять листок бумаги, лежащий на полу. Я очень хотел его поднять, но вместе с тем чувствовал, что мне нельзя его поднять.

Человек чувствует наличие в его душе не одного, а нескольких импульсов, обсессий, конвульсий, страхов. Точно так же и «Орля» — это случай, когда у человека есть свои желания, а есть то, что ему диктует подсознание. Вот он хочет сорвать розу — и не может сорвать розу. Или он хочет выпить воды — и не может выпить воды. Вот это ощущение, что в нас есть второе «я», что душа и «я» — это разные сущности,— это очень глубокая рефлексия, которая стала в литературе доступна только в двадцатом веке, в конце девятнадцатого. Потому что раньше человек до таких тонкостей не доходил. Понимаете, всегда ценились сильные и цельные люди. Под цельностью я понимаю всего лишь душевную тупость, когда цельная натура не видит, что в ней борются противоположные импульсы. Цельными мы называем людей с одной целью, с одним желанием. Пушкин очень много натерпелся от таких персонажей, помните:

Блажен [кто понял голос строгой
Необходимости земной],
Кто в жизни шел дорогой торной [большой дорогой],
Простой [Большой] дорогой столбовой,—
Кто цель имел и к ней стремился,
Кто знал, зачем он в свет явился…

Такие цельные люди — это люди мало того что скучные, это люди чаще всего тупые, потому что они не осознают двойственность своей натуры и, грубо говоря, не видят собственной тени. Вот «Орля» — это случай, когда человек вдруг заметил, что в нем живет не он один, что в нем живет еще кто-то. Там это описано как начало эпидемии массового безумия. Действительно, в двадцатом веке человек вдруг парадоксальным образом стал замечать, что очень многие его желания — не его желания, что очень многие звучащие в его душе голоса — не его голоса, что он и не хочет совершать чудовищно необратимые злодейства, но какая-то сила большая, чем он, подталкивает его. Именно поэтому безумие становится любимой темой, самой обсуждаемой темой в литературе начала двадцатого века.

Потому что, собственно, и фашизм — это тоже ведь вариант такого клинического безумия, когда такое «сверх-я», а, точнее, «недо-я», вырывается наружу и начинает вершить свой суд, начинает принимать свои решения. Но главное, что отключаются механизмы социальной критичности, отключаются механизмы, которые могут сказать этому «я» «цыц!», посадить его на цепь. Избавление от химеры совести — это и есть, собственно говоря, избавление от химеры самоконтроля, уничтожение эго. И в этом смысле фашизм — безусловно массовая эпидемия безумия, охватившая людей.

Строго говоря, самое наглядное описание этого безумия — это доктор Джекил и мистер Хайд у Стивенсона, когда из доктора Джекила выскочил спрятанный доселе Хайд. Он пишется не так, но произносится так же, «прятки». И вот этот Хайд выскочил из него и оказался подлинным «я». Граница между ними стала исчезать. Видимо, действительно, двадцатый век — это главный рубеж обнаружения в себе чего-то большего, чего-то более страшного. Может быть, в этом смысле и сага о Гарри Поттере — абсолютно великий текст, потому что он впервые показал, что в каждом из нас лежит крестраж Волан-де-морта. И когда мы пытаемся этот крестраж уничтожить, он вопит, рыдает и умоляет его пощадить. Потому что это и есть та сущность, которая многих из нас делает змееустами. Но ничего не поделаешь, эта сущность должна сидеть тихо.

Да, к сожалению, человек, если он целен, это всего лишь одна его ипостась, и это безнадежная плоскость. Настоящее наше «я» — это «Орля», которого мы не знаем и которое мы с таким трудом выпускаем наружу. Кстати говоря, синдром множественной личности (так называемый multiple disorder) — это, наверное, одно из еще не познанных проявлений той же множественности. Просто это Билли Миллиган в себе осознал, потому что у него «я» было более зыбким, «я», распределяющее другие личности. В целом же в каждом из нас живет несколько личностей, поскольку, хотим мы того или нет, квадратное уравнение имеет два корня — корень очевидный и тот, которого мы не знаем. Когда вы составляете квадратное уравнение, вы один корень знаете, а о втором представления не имеете. Вот это, собственно, та тема, которую я пытался решить в романе «Икс». Спасибо вам за долготерпение и внимание.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие произведения Александра Островского вы бы выделили?

Я больше всего люблю «Бесприданницу», и именно потому, что, во-первых, меня восхищает Кнуров — по-моему, это самый сочный персонаж Островского. Если бы когда-нибудь поставили, с каким бы наслаждением я его играл. Бывали же такие спектакли писательскими силами. А во-вторых, мне нравится пресловутая амбивалентность. Мне нравится, что её можно сократить и так, и сяк, и растак, можно сделать Карандышева героем, можно абсолютно мерзким типом — большой диапазон. Что мне ещё у него нравится? Ну, пожалуйста, мне нравится всё-таки «Не всё коту масленица», она очень смешная.

Меня как-то спрашивали зрители, что про «Талантов и поклонников». Это очень актёрская пьеса — приятно произносить…

Не могли бы вы рассказать о Пере Лагерквисте?

Понимаете, какая штука? Норвежская, шведская, в целом скандинавская литература в XX веке переживала примерно то же, что переживала и русская: это было воспроизводство гениальной вспышки на рубеже веков более простыми средствами. Там были действительно выдающиеся поэты и выдающиеся прозаики тоже (в меньшем количестве), но такой вспышки, как Ибсен, Стриндберг, Лагерлеф, ещё несколько имен можно назвать, начиная с Андерсена, если уж на то пошло,— такой вспышки датская, норвежская, шведская литература не переживала. Либо были выдающиеся детские тексты (это в первую очередь Линдгрен и Янссон), либо были замечательные стихи, но по большому счету это было воспроизводство: труба пониже и дым…

Как Антон Чехов воспринимал учение Льва Толстого?

До 1890 года Чехов к философским исканиям Толстого относился всерьез, после этого он посетил Сахалин и как-то пересмотрел свое отношение к толстовству, особенно к «Крейцеровой сонате». Он говорил: «Странно, до Сахалина я принимал ее всерьез, сейчас я понимаю, как я мог это делать». Известна чеховская фраза… Помните, у Толстого: «Много ли человеку землю нужно?» — и потом оказывается, что нужно ему два аршина. «Это мертвецу нужно два аршина, а человеку нужен весь мир»,— говорит Чехов. Учение Толстого до такой степени противоречит всей жизненной практике и всей философии Чехова, учение Толстого до такой степени мимо Чехова… Я уже не говорю о том, что Толстой все-таки…

Согласны ли вы со словами Прилепина о том, что все классики XIX века, кроме Тургенева, сегодня были бы «крымнашистами»?

Никогда я не узнаю, кем были бы классики и на чьей они были бы стороне. Свой «крымнаш» был у классиков XIX века — это уже упомянутые мною 1863 и 1877 годы. Толстой был вовсе не в восторге от разного рода патриотических подъёмов. Другое дело, что по-человечески, когда при нём начинали ругать Россию, он очень обижался. Но патриотические подъёмы всегда казались ему довольно фальшивыми. Так что Толстой не был бы «крымнашем», хотя у него был опыт севастопольский.

Насчёт Тургенева, кстати, не знаю. Он был человек настроения. Достоевский, конечно, был бы на стороне «крымнаша», но это выходило бы у него, может быть, намеренно, так отвратительно, так отталкивающе, что, пожалуй… Понимаете, он решил…

Что вы думаете о творчестве Ивана Вырыпаева? Нравится ли вам фильм «Кислород» и его новые пьесы?

Вырыпаев человек гениальный, как мне кажется, он чувствует ритм театра, как никто. Меня единственно смущает его устойчивый интерес к патологии, потому что мне кажется, что патология скучнее нормы, но норма сложнее, о норме сложнее говорить. Мне довольно плоским, но очень талантливым показался фильм «Эйфория», там блистательная музыка, потрясающая совершенно работа обоих актеров. И надо сказать, что то, как Вырыпаев работает с актерами; то, как у него творят лучшие артисты, а он к плохим не обращается,— это, конечно, чудеса.

Мне не понравился фильм «Кислород», потому что я очень люблю пьесу. Пьеса, по-моему, великая, лучшая его пьеса, и она живет только в театре, только на сцене, потому…

Согласны ли вы с мнением, что Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети» – это карикатура, а героем его сделало советское литературоведение?

Нет, Тургенев, правда, в запальчивости говорил, что разделяет все воззрения Базарова, кроме воззрений на природу. Эта знаменитая фраза «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», которую Эткинд считает очень красивой, чтобы ее придумал Базаров. Он думает, что это заимствование из французских просветителей. Надо посмотреть, пошерстить. Тургенев уже не признается. Но, конечно, Базаров – не пародия и не карикатура. Базаров – сильный, умный, талантливый человек, который находится в плену еще одного русского неразрешимого противоречия.

Во-первых, это проблема отцов и детей, в которой каждое следующее поколение оказывается в перпендикуляре к предыдущему,…