Нет, я думаю, что Иоселиани совсем не об этом снимал, но прелесть «Листопада» именно в том, что вы можете трактовать его полярно, можете трактовать его разнообразно. Об этом замечательная, кстати, статья Александра Мелихова о «Гернике», где он пишет о том, как Пикассо целенаправленно убирает из картины все, что подлежит однозначной трактовке. Это возможно, в этом нет ничего дурного, это, как раз, понимаете, самая амбивалентность символики «Герники», она играет на пользу картине, на руку автору. Потому что… Вот, например, ключевая там фигура — это, конечно, бык. Бык — это и символ жестокости, и символ тупости, и символ народа. Вот противопоставление лошади и быка — оно в этой картине очень значимо, утонченная гибнущая лошадь и страшный неподвижный бык в центре. Одни считают это как версию о бессмертии народа Испании, который устоял в бомбежке, другие — как версию о тупости, о амбивалентности, инертности народа, который вместо того, чтобы победить фашизм, поддерживает его и гнобит республиканцев, и смиряется с франкизмом. Именно вот в такой как бы неоднозначности, как мне представляется,— великая, великая победа искусства. «Листопад» вы можете прочесть и так, и сяк. А мне Иоселиани говорил, что это фильм о том, что надо пить красное вино. Но это тоже очень справедливо.
Кино
Согласны ли вы, что фильм Отара Иоселиани «Листопад» обращение к сегодняшним иллюзиям?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев