Войти на БыковФМ через
Закрыть

Почему у Братьев Стругацких нет главных героев женщин?

Дмитрий Быков
>250

Видите ли, Стругацкие вообще — довольно такая мачистская литература, мужчинская, киплинговская. И, конечно, в фантастике тех времен, в фантастике прежде всего героической, как раз в фантастике времен экспансии человечества на другие планеты, мужчины брали на себя наиболее тяжелые нагрузки. Представьте себе рядом с Горбовским женщину. Тем не менее, женщины у Стругацких есть. Как минимум в трех текстах одна и та же героиня, которая везде играет роль определяющую: это Майя Глумова. Прежде всего — в «Малыше», где она первая догадалась о том, что с Малышом не может быть контакта, что он другое существо.

Это очень страшная повесть — «Малыш». Я помню, мы с Кириллом Мошковым её обсуждали. Мошков — ныне известный джазовый, вообще музыкальный критик. Он говорил, что «Малыш» — это поэма. Поэма-то поэма. Но это, пожалуй, ещё более горькая, чем у Лема в финале «Фиаско», догадка о невозможности взаимопонимания. О невозможности выстроить диалог с собственным ребенком. Я не хочу тут впадать в исповедальность, но все-таки, у меня сыну послезавтра 20 лет. И он, безусловно, один из моих лучших товарищей. Андрюха. Но при этом я прекрасно понимаю, насколько он другой. Он меня понимает в каких-то тончайших, точнейших вещах. Но это страшный, иррациональный ужас перед тем: да, это твой сын, но он совершенно, все-таки, другой человек. И ты свои представления ему не вложишь. Да, это так. И в «Малыше» первой это понимает Майя Тойвовна Глумова. Отсюда мораль: Майя Глумова вообще по иррациональной своей женской природе, ближе к хаосу и лучше с этим хаосом уживается. Она понимает Льва Абалкина, она понимает своего сына Тойво Глумова, который другой человек. Вот Ася, жена Тойво, она его совсем не понимает. И помните, там в замечательной сцене реконструкции, когда Каммерер пытается выстроить их последний диалог с Асей, Тойво с бесконечной снисходительностью (на самом деле, уже с бесконечной удаленностью от нее) говорит: «Милая ты, и мир твой милый».

Это потому, что у нее все хорошо. Это как плоский мир Марины и Димы в «Летящем почерке». Она нормальная. А вот Майя Тойвовна — ближе к хаосу. И она понимает, и принимает этот хаос. Нормативный мир, в известной степени, женщине чужд. Он ей навязан. И именно поэтому, скажем, в «Далекой радуге», Роберта только Таня и понимает. Потому что Роберт — тоже иррациональное существо. Для него не существует морали, нет законов, а есть любовь, и эту любовь надо спасать. И она его, в конце концов, хочется надеяться, простила.

Майя Глумова — очень важный герой у Стругацких. И ещё, понимаете, есть одна очень важная черта, которую Стругацкие иррационально чувствовали. Это большая могла быть тема, тоже, для лекции — «Женщина у Стругацких». Вот Диана, в «Гадких лебедях». Когда она уходит с мокрецами, с детьми. Понимаете, она ненавидит этот мир. Потому что это мир разврата и алкоголя, в этом мире ей приходится работать, по сути дела, дорогой проституткой, приходится обслуживать чудовищ. Для нее Банев — свет в окошке, и то, знаете, Банев не пряник. Она хочет уничтожения этого мира, она имеет на это право. И почуяв разрушительную, спасительную новизну, она встает на её сторону. А Банев не может этого сделать. Банев говорит: «Все это очень хорошо, только вот что: не забыть бы мне вернуться». Не забыть бы мне из этого рая, где я вижу Диану счастливую, понимаете, не забыть бы мне из этого чудного нового мира вернуться назад в мой ад. Потому что это мой ад.

Для Стругацких эта тема, эта эмоция, сказал бы я, вообще очень болезненна. Они же военные писатели, и в этом смысле, наверное, самой откровенной вещью, которую многие считают неудачей, и они сами её недолюбливали,— это «Парень из преисподней». «Парень из преисподней» важен, во-первых, как важный аргумент в спорах об эмбрионах. Судьба Корнея Яшмаа, одного из товарищей Льва Абалкина по несчастью, доказывает, что если этим людям не ломать жизнь, то все у них было бы нормально. Это важный аргумент в «Жуке в муравейнике». Я легко отсылаю к разным текстам Стругацких, потому что в их вселенной продолжаю жить. Конечно, я не знаток, я не из группы «Людены», но для меня эта система текстов жива, актуальна и дышит.

Но помимо этого, в «Парне из преисподней» есть ещё важнейшая эмоция, которая Стругацких очень связывала с кровавым, страшным советским проектом. Они все про него понимали, но они понимали, что они плоть от плоти его. И поэтому они не могли до конца от него отречься. И поэтому когда Гаев в финале «Парня из преисподней» оказывается на своей страшной планете, где все так ужасно… «Дома!— думал он.— Дома!». Понимаете, толкает эту машину и думает: «Господи, какое счастье, я в родном аду». Вот этот образ родного ада для Стругацких очень важен. А Диана делает выбор в пользу рая. Потому что у Дианы нет этого ощущения долга, и, может, ещё и потому, что она ближе, действительно, к хаосу: она радостно приветствует катастрофу. Ей нравится, когда дождь смывает этот город, и Банев думает: «Я видел разную Диану, но впервые я вижу Диану счастливую». Да и Дианой зовут её не просто так.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можете ли вы называть лучший русский фантастический роман, начиная с Серебряного века?

Видите, здесь нужно определиться с терминологией. Собственно фантастика начинается в эпоху НТР, science-fiction, а все остальное было романтикой. И Грин очень обижался, когда «Блистающий мир» называли фантастическим романом. Он говорил, что это символистский роман. Можно ли назвать фантастической прозу Сологуба, в частности, «Творимую легенду»? Хотя в ней, безусловно, присутствуют элементы фэнтези, да даже элементы научной фантастики. Думаю, нет. И первая русская фантастика — это не «Русские ночи» Одоевского, а, если на то пошло, «Красная звезда» Богданова. Наверное, в каком-то смысле первые советские фантастические романы — это «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», хотя тоже…

Как следует понимать зубец Т в ментаграмме у люденов из книг Братьев Стругацких? Можно ли воспитать из себя людена?

Ну, Стругацкие говорят нам совершенно однозначно, что есть генетические болезни, которые никак нельзя имитировать. И помните, Виктор Банев очень боится, что он станет мокрецом, а ему объясняют, что с этим надо родиться. Понимаете, воспитать из себя человека культурного, мыслящего, сколь угодно прогрессивного можно, а человека нового типа — нельзя. Это другое устройство мозга. Поэтому нам надо с вами радоваться, если нас с вами возьмут пожить в будущее, и мы ещё будем всё время думать: «Не забыть бы мне вернуться?» — как тот же Банев в «Гадких лебедях». Но пожить — да, а поучаствовать — нет. Поэтому мне кажется, что людена воспитать нельзя.

А что такое зубец Т в ментаграмме —…

Не могли бы вы рассмотреть проблему посмертной жизни в книге «Роза Мира» Даниила Андреева?

Видите ли, была такая эпидемия повальная всеобщих теорий всего в русской литературе. Мы как раз с Олегом Цыплаковым, замечательным новосибирским документалистом молодым обсуждали. Мы хотим делать картину об академике Козыреве, потому что непонятно, каким образом Козырев создал теорию времени, и именно он был научным руководителем Бориса Стругацкого, и именно он прототип Саула Репнина, потому что все знали, что Козырев был в заключении в Норильске и каким-то образом он там выжил, хотя все знали, что он погибает. Но как-то перелетел на два дня, спасся и вернулся (хотя у Стругацких он гибнет), но, в общем, идеи Козырева это вдохновляют. Прологом «Попытки к бегству» был рассказ 1967 года о тридцать…

Почему в повести «Пикник на обочине»  Братьев Стругацких Зона не позволила Шухарту попросить здоровье для Мартышки?

Понимаете, а что является нормой здоровья для Мартышки с точки зрения Зоны? Ведь Мартышка стала такой, какими стали посетители. Помните, там говорится о том, как эти инопланетяне проникли в наши тела, в тела наших отцов и детей. Призрак отца, который пришел с кладбища, этот страшный, в некотором смысле бессмертный фантом (конечно, намек на советский культ мертвых и их бесконечное воскрешение); Мартышка, которая скрипит по ночам и издает тот же страшный скрип, который доносится из Зоны от вагонеток с песком.

Это очень страшно придумано: она стала молчать, перестала говорить, она всегда была при этом покрыта шерсткой, а глаза были без белка. При этом она всегда была веселая, а папа язык…

В чем смысл романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» Братьев Стругацких?

Борис Натанович объяснял смысл «ОЗ» тем, что надо терпеть неприятные явления, какова Флора. Приятные все умеют терпеть, а человек проверяется терпимостью к неприятному. А вторая линия – это то, что случилось с Христом перед вторым пришествием. Он вернется не прежним. Это замечательная догадка. Есть Иешуа Га-Ноцри, есть Г.А. Носов – новый персонаж, новый учитель. И опять Христос, как у Мирера (близкого друга Стругацких) в «Евангелии Булгакова», разложен на две ипостаси: добрая – Г.А. Носов, силовая – демиург. Это такая попытка построения двойного, двоящегося образа бога. Вещь все равно написанная как реакция на большой лом времен, во многих отношениях переходная. Я думаю, мы ее только будем…

Какова мессианская составляющая в романе «Трудно быть богом» Братьев Стругацких?

Она не мессианская, она фаустианская, это немного другое. Это фаустианский роман, роман о разведчике, который всегда имеет воландовские черты. Это, скорее, анти-мессия. От фаустианского романа там очень много: гибель женщины, мертвый ребенок (потому что она была беременна), тема такой мести этому миру, в который разведчик послан. Достаточно вспомнить, каким Румата покидает Арканар: какой он в этот момент и что там в Арканаре. Помните, видно было, где он шел. Фауст всегда мстит миру, разведчик всегда уничтожает страну, в которую он приехал, как Штирлиц, убегая из поверженного Берлина; как Воланд покидает Москву, разрушая ее (без пожара здесь не обходится: в фильме это пожар, в романе они более…

Возможна ли война между людьми и люденами из книги Братьев Стругацких «Волны гасят ветер»?

Нет, конечно. Правильно совершенно писал Борис Натанович, что цивилизация, оперирующая энергиями порядка звездных, просто не заметит нас. Мы для нее — «пикник на обочине», муравьи. Понимаете? Что такое для муравьев брошенная нами тарелка? Вот так и здесь. Поэтому я думаю, что война между людьми и люденами или война с инопланетной цивилизацией невозможна потому, что мы, слава богу, находимся на разных планах существования. У меня в «Квартале» есть об этом целая глава. Мы им незаметны. Они просто исчезнут, мы их не увидим. Мне кажется, что это великое спасительное приспособление. Для многих людей, которые бы меня уничтожили, я просто незаметен. Они хотели бы меня уничтожить, но они меня не видят.…