Видите ли, «постмодерн» представляется мне идеально удобным термином, в который вчитывается любое содержание. Для меня постмодерн — это освоение массовой культурой техник модерна. В этом смысле роман «Женщина французского лейтенанта» — это хорошая, качественная мелодрама на материале борьбы идей девятнадцатого века — дарвинизма, марксизма. Это попытка написать увлекательный любовный роман на материале идейной борьбы и, рискну сказать, культурной революции, которую материализм совершает в конце двадцатого века. Это попытка проследить, каким образом эта культурная революция сказывается на отношениях людей — на любви, на сексе, на взаимной зависимости, и так далее. Вот и все, о чем «Женщина французского лейтенанта». И в этом смысле постмодернисткого там — только увлекательность, некоторая напряженность любовного дискурса и такая легкая экранизируемость. Обратите внимание, что из всего Фаулза это единственная по-настоящему удачная экранизация. Поэтому я бы не стал называть это «постмодернистским романом», я бы назвал это доступным романом на сложную тему. Будем говорить так. Хотя для меня «Женщина французского лейтенанта» — далеко не лучший роман Фаулза, и я, честно говоря, уже не очень хорошо его и помню. А люблю я у него по-настоящему только «Коллекционера», он мне очень нравится. «Энигма» нравится, вообще «Башня из черного дерева», все эти пять повестей; там, где неразрешимые конфликты,— это очень высокий класс. Очень люблю я его двухтомный дневник, который представляется мне лучше многих современных романов.
Литература
Почему Джона Фаулза называют выразителем постмодерна? Могли бы вы на примере «Женщины французского лейтенанта» показать приметы постмодернизма?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев