Я не берусь подробно разбирать «Волхва», это довольно сильное и довольно путаное произведение. Я гораздо больше люблю «Коллекционера», и, если уж на то пошло, гораздо больше люблю пять повестей, входящие в круг «Башни из черного дерева». Самый слабый роман Фаулза — это, по-моему, «Дэниэл Мартин», а «Волхв» — интересный, яркий роман, но в нем есть порок всех первых книг: когда автор пытается вложить в нее все, что он успел к этому моменту понять и все, что его живо волнует. Второй роман — «Коллекционер»,— который первым был напечатан, гораздо изящнее, вывереннее, сложнее и многоплановее, если угодно. «Волхв» — это книга довольно инфантильная. При том, что я очень его люблю, мне жутко интересно было его читать. И то, что сам Фаулз назвал «гностической мясорубкой» в переводе Кузьминского — это чрезвычайно интересный опыт. Немножко раздражает меня этот фетиш Фаулза, постоянно у него встречающийся, насчет соития с близнецами, с парой, такой опыт группового секса, двое против одного. Ну ничего не поделаешь, была у человека такая скромная мания. Эротические сцены «Волхва» выше, разумеется, всяких похвал.
Конхис — интересная фигура, но, понимаете, тоже… Я столько навидался таких людей в конце советской власти: все вот эти доморощенные гуру, которые то собирали свои какие-то театральные студии, то эзотерические кружки, то кружок гипноза, например. Это было довольно демонично, довольно интересно, иногда очень полезно, а иногда очень вредно, но в любом случае, очень по-детски. И все, что Конхис проделывает с главным героем в «Волхве» — это все-таки напоминает какую-то школу юного филолога. Хотя это занятно.