Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы оцениваете роман «Коллекционер» Джона Фаулза?

Дмитрий Быков
>500

Для меня «Collector», «Коллекционер» — это для меня история в духе лучших историй Фаулза, в духе «Башни из черного дерева», в духе «Энигмы». Я больше всего люблю короткие вещи у него, потому что «Дэниэл Мартин» кажется мне совершенно затянутым романом, «Maggot» [«Червь»] — затянутым, «Женщина французского лейтенанта» — хорошим, но тоже несколько по-викториански избыточным. Понятно, что она стилизована. И уж конечно, в «Волхве» есть обычная проблема молодого автора, желающего все впихнуть в первую книгу. А вот «Коллекционер» — очень дозированная вещь, очень строго и пропорционально построенная. У меня есть ощущение, что это одна из фаулзовских неразрешимых коллизий.

Понимаете, Фаулз чем силен? О нем много говорят, он в значительной степени присвоен снобами, а именно людьми, которые читают не ради решения проблем, а чтобы гордо говорить: «А вот почитывал я давеча Фаулза или Гессе, или Пруста». Всегда есть момент приватизации высокой культуры с не очень высокими целями. Но для меня (в подтексте читается «а я, я, я правильно читаю» — этого я не хочу сказать), у меня есть ощущение, что Фаулз предназначен именно для описания (описание — это уже как бы половина победы над) неразрешимых коллизий. Вот у него в одной повести неразрешимая коллизия, где писатель сталкивается с грабителем, они принадлежат к разным слоям общества, они по определению не могут друг друга понять. Грабитель предъявляет писателю претензии, что он жизни не знает, всю жизнь и все на халяву. А он нагло и, я бы сказал, триуфмально переигрывает этого грабителя, доказывая что мы, интеллектуалы, тоже не лыком шиты. Я эту вещь очень люблю.

Вот в «Коллекционере» примерно та же история. Там, значит, столкновение двух личностей, двух подходов к жизни. Есть утонченная интеллектуалка, условно говоря, Миранда, и есть человек из низов, к тому же с маньяческим тенденциями, условно говоря, Калибан. Если бы эта Миранда могла с ним как-то взаимодействовать, как-то на него повлиять,— я не думаю, что она бы победила, но во всяком случае, она бы могла как-то облегчить свою участь, как-то бежать, что-то сделать. Но она принципиально неконтактна: у нее контакта с ней не может быть. Понимаете, в чем трагедия этой вещи Фаулза, в чем стержень сюжета? В том, что они принципиально не только не могут, но и не хотят друг друга понять, что они принципиально различны, что они говорят на разных языках. И самое главное — если бы это была история о жестоком маньяке, похищающем прекрасную женщину, это не был бы Фаулз. Но это история о трагическом в чем-то и одиноком, пытающемся мыслить человеке, который похищает высокомерную снобку. Она влюблена в своего Ч.В., она умна, она талантлива, она красива; но, во-первых, она страшно высокомерна, а во-вторых, я знаю эту породу, она неотразимо привлекательна, но она холодна: она лишена эмпатии, она страшно замкнута на себя, она очень эгоцентрична, она постоянно любуется собой и вообще у нее… Я бы не сказал, что Миранда в этом романе такая уж привлекательная фигура; ее безумно жалко, потому что она простудилась и умерла. Он ее держит в заключении, и понятно, что он обязан ее умертвить, как бабочку для коллекции.

Это очень страшная история, но она страшна именно на этом верхнем уровне. А внутреннее она страшна тем, что это столкновение двух неприятных людей, как это ни ужасно звучит. То, что один из них насильник, а другая — жертва (он, кстати, ее не насиловал, а пытался добиться любви, как, значит, Коля Остен-Бакен),— это история трагическая именно на уровне глубинного внутреннего разлада и непонимания. К сожалению, Фаулз предсказал и то, что со временем главной проблемой общества станет его тотальная разобщенность и полная неспособность разных его слоев понять друг друга.

К счастью (и вот это предсказали уже, по-моему, только Стругацкие), элои и морлоки нашего времени обладают счастливой способностью прятаться друг от друга, не замечать друг друга, они не пересекаются, поэтому до прямого конфликта дело не дошло. Это как цветение в разные сроки. Господь устроил так, что слой Миранды, условно говоря, со слоем коллекционера никак не пересекаются. Или, если пересекаются, то в редких случаях, когда ему удается ее похитить. Это вообще довольно редкий случай, потому что не каждый маньяк выигрывает в лотерею такую сумму, чтобы купить себе дом и построить в нем такое дикое убежище. На самом деле подавляющее большинство людей разных слоев, разных вкусов, разных опытов не пересекаются. Именно поэтому сейчас маловероятна социальная революция где бы то ни было, потому что невозможен катаклизм, который все эти среды смешал бы. Возможен катаклизм в одной отдельно взятой среде. Вот мне хотелось бы на это надеяться.

В любом случае, трагедия полного взаимного непонимания, полной нестыковки разных социальных слоев, классов и групп впервые зафиксирована Фаулзом и впервые им отрефлексирована. В этом его большая заслуга.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему Джона Фаулза называют выразителем постмодерна? Могли бы вы на примере «Женщины французского лейтенанта» показать приметы постмодернизма?

Видите ли, «постмодерн» представляется мне идеально удобным термином, в который вчитывается любое содержание. Для меня постмодерн — это освоение массовой культурой техник модерна. В этом смысле роман «Женщина французского лейтенанта» — это хорошая, качественная мелодрама на материале борьбы идей девятнадцатого века — дарвинизма, марксизма. Это попытка написать увлекательный любовный роман на материале идейной борьбы и, рискну сказать, культурной революции, которую материализм совершает в конце двадцатого века. Это попытка проследить, каким образом эта культурная революция сказывается на отношениях людей — на любви, на сексе, на взаимной зависимости, и так далее. Вот и все, о чем…

Есть ли нехудожественные произведения, которые нужно изучить, чтобы лучше понимать природу творчества?

Обычно рекомендуют «Золотую розу» Паустовского как самое легкое чтение, но я бы так не сказал все-таки. Хотя это убедительно и довольно полезно. Все-таки Паустовский был честный писатель, и он увлекательно рассказывал о процессе рождения замысла. Мне кажется, что и Солженицына интересно почитать, «Бодался теленок с дубом» — как формируется мировоззрение, и вот эти «ловимые» дни, когда приходят мысли, образы. И «Литературная коллекция» его. Он довольно подробно пишет о психологии творчества, о творческом процессе,— и это, может быть, самое увлекательное, что у него есть. Ну и очень полезно почитать переписку крупных авторов. Для меня дневники Чивера были в своем время совершенно настольным…

Как вы оцениваете творчество Джона Фаулза? О чем роман «Волхв»? Зачем в кульминации эти одиозные психотерапевты?

«Волхв» – это книга, которая нуждается в очень серьезном осмыслении. Мне бы надо его перечитать и, может быть, не один раз.

Если говорить в общем, то я не считаю «Волхва» лучшей вещью Фаулза. «Коллекционер» лучше, соразмернее. Самая удачная его вещь – это «Бедный Коко». Самая неудачная – это, по-моему, «Дэниэл Мартин». Но Фаулз – единственный писатель такого ранга (классик, безусловно), у которого можно проследить абсолютно четкую тему и лейтмотивы. Это не обязательно секс с близнецами, что тоже один из его навязчивых инвариантов. Но если говорить о главной теме Фаулза, то Фаулз – это поэт неразрешимых конфликтов. И Николас, главный герой «Волхва»; то, что проделывает с ним Кончис, – это…

Почему Джон Фаулз считает роман Владимира Набокова «Ада» книгой для писателей?

Ну, там не совсем так, но в принципе он отзывался об «Аде» довольно скептически. Это можно понять. Если выбудете читать Фаулза, обратите внимание: культурный слой огромен, и культурный подтекст огромен, но он ссылается на него очень аккуратно. Действие романов Фаулза происходит не в культуре, а в жизни, в отличие от «Ады», которая происходит явно на Анти-Терре, в мечтах. И там реальность… В Терру они верят или не верят, но они её допускают. А на самом деле Анти-Терра — это пространство мечты абсолютной. И идеальная ненасытимость Вана, и идеальная любовница Ада, которая не может забеременеть, которая всегда готова к любви и только свежеет от нее, и их безумная взаимная тяга, от которой гибнут…

Можно ли назвать чувства Клегга к Миранде в романе «Коллекционер» Джона Фаулза — любовью?

Вы абсолютно правы. Эти чувства нельзя назвать любовью, никакой любви там нет. Это комплексы, это жажда обладания, это злоба, иногда это ненависть. Он же коллекционер, понимаете. Коллекционер любит бабочку, он ею восхищается, но она ему нужна для коллекции. Кроме того, Миранда… Понимаете, о чём роман? Это роман о том, как два человека в принципе не могут понять друг друга. Это одна из главных тем Фаулза. Миранда тоже ведь не очень приятная. Она его не похищала, но в остальном они похожи. Они не могут понять друг друга. Был ли у неё шанс? Ну, был, наверное. С помощью каких-то очень тонких, терапевтических технологий. Но она же попыталась ему отдаться, а он её за это возненавидел только больше, потому что у…

Что вы думаете об утверждении Джона Фаулза о том, что судьба справедлива к человечеству, но не справедлива к отдельным судьбам?

Оно довольно азбучное. Суть в том, что частная судьба почти всегда полна страданий, но в целом путь человечества лежит ко благу, это совершенно очевидно. Кстати, и личная судьба ведёт ко благу, как правило, просто мы слишком хорошо помним гадости всякие. А в истории человечества, как и показывает случай Джорджа Мартина, эти гадости выглядят скорее романтическими, такие великие исторические события. Что для человека катастрофа, то для истории романтика и величие. Помните: «Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика»? Поэтому и то, и другое. И частная жизнь (кроме уж совсем ужасных случаев, вроде Гитлера), и жизнь общества направлена всё-таки к добру, к избавлению от уже…