Я никогда не оценивал людей по степени их художественного таланта. Ну то есть оценивал, но это не было критерием моего с ними общения. Единственный критерий, который я соблюдаю всегда, – это надежность абсолютная. Меня интересуют люди, которые не будут за мой счет делать личную карьеру, писать на меня доносы. Если я высоко ценю предательство в смысле эстетическом, то в смысле личном я его не люблю. Под предательством я понимаю в данном случае ломку каких-то шаблонов. То, что заставило Николая Тургенева ответить: «Жизнь родине, а честь никому», когда он не приехал. Это я к тому, что у нас в Барде была лекция о Тургеневых, и одна девушка психологиня сделала потрясающий доклад о том, что родина подменяет понятие чести.
С точки зрения Нессельроде, который делал это предложение Тургеневу в 1826 году, признак чести – это вернуться. С точки зрения Тургенева признак чести – сказать, что я сам себе хозяин. Я могу представить вам любые обстоятельства и ответить на все ваши вопросы. А являться по вашему первому требованию я не обязан. Вот что новое.
Понимаете, государство хочет присвоить себе честь. А ведь государство – понятие аксиологическое, если оно этих ценностей не соблюдает, оно ничего себе присвоить не может.