Слушать точно не стоит, его надо читать, причем читать вдумчиво. Слушать можно более короткие вещи Моэма – такие, как «Пироги и пиво» или «На китайской ширме», да даже «Луну и грош», хотя лучше прочесть, и не один раз.
Но «Бремя» – это огромный роман с большим количеством линий, с точными и глубокими афоризмами, которые надо читать очень вдумчиво. Я люблю этот роман, и образ Милдред Роджерс кажется мне убедительным. Настолько убедительным, что одна моя девушка, долго любимая, но очень легкая на измену, когда прочитала «Бремя», сказала: «Ну это прямо обо мне». Далеко же заходи самокритика у человека, если он способен узнать себя в этой отталкивающей героине – бледно-зеленом растении, к которому Филипп Кэри был так страшно и так непостижимо привязан.
Вообще, Моэм, конечно, немножко женофоб. Его гомосексуализм носил, так сказать, характер мировоззренческий. Убедившись, что женщина всегда изменит, он решил иметь дело с теми, кто не изменит. Но тоже там все сложно. Потому что, например, Уайльда это не спасло: Бози оказался хуже самой изменчивой ветреницы. Если говорить серьезно, то «Of Human Bondage», такой роман 1915 года, сегодня актуален особенно. Это мучительная попытка воскресить, призвать какие-то отсутствующие ценности. В безумии мира, в безумии мировой войны вспомнить свою французскую молодость, вспомнить свои попытки обретения идентичности, вспомнить лучших людей, который знал Моэм. Нет, это сильный роман, я читал его в армии, урывками (у меня было мало времени читать), но он произвел на меня впечатление. Отдельные куски я перечитывал много раз. Нет, Филипп Кэри – очаровательный герой, и девушка, которой он там овладевает среди хмеля в финале. Доброе, веселое, счастливое, наконец обретенное счастье – это было для меня обещанием очень важным.