Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Не кажется ли вам фильм Никиты Тягунова «Нога» — неудачным, даже несмотря на несколько сильных сцен?

Дмитрий Быков
>250

Я не люблю фильм «Нога», но сценарий Кожушаной кажется мне великим. И вообще Кожушаная — великий сценарист. По-моему, это её работа, если я ничего не путаю. Сейчас вышел её двухтомник, это очень важное событие, спасибо «Сеансу». И потом, понимаете, Охлобыстин, который снялся там под псевдонимом Иван Чужой, по-моему, он там сыграл довольно сильно. По-моему, это тягуновская картина, Никита Тягунов, по-моему, её режиссер. Я не люблю этот фильм, но я признаю, что он ужасно талантлив.

Понимаете, «Муж и дочь Тамары Николаевны» я тоже не люблю. Мне вообще большинство фильмов 90-х годов не нравятся. Но они ослепительно талантливы. От них просто веет, брызжет этим талантом. Это были люди, не очень умевшие снимать кино. А Огородников, «Бумажные глаза Пришвина»? Это можно смотреть? Да невозможно! А Юфит? Но от этого пахнет талантом, новизной, экспериментом. Вот наиболее наглядный пример такой я, наверное, пережил, смотря фильм Сергея Соловьева «Одноклассники». Мне, может, не нравится эта картина, хотя она мне скорее нравится. И я вижу прекрасно все её недостатки. Но она ослепительно талантлива. Там в одной сцене, когда мальчик с девочкой мечутся по кровати, вот этот подростковый неумелый секс. Он там не дается, отбивается,— в одной этой сцене трехминутной больше таланта, чем во всем современном российском кино, кроме, может быть, Тодоровского. Потому что тему подростковой любви трудно снять плохо, а для Соловьева она родная, любимая тема, такое путешествие идеального через реальность, как он сам формулирует, и в «Наследнице по прямой» это есть. Это тонкая, хрупкая тема, тут не свалиться в пошлость невозможно. Но вот он в «Одноклассниках» сумел, и я с таким наслаждением посмотрел картину. Я за талантливость готов простить любую профессиональную неумелость.

Понимаете, я очень не любил фильм Дыховичного «Прорва». Он мне казался таким неуместно эстетским, тоже, по-моему, Кожушаная сценарист. И эстетизация сталинизма такая определенная там есть. Мне кажется, и слабый он, и неинтересный, но такой талантливый. И все они, и Уте Лемпер, и Сидихин, и все там такие талантливые. Вот это хочется пересматривать бесконечно. Поэтому к 90-м годам у меня такое же отношение: отвратительное время великих возможностей. Живейший кислород, который до сих пор там хлещет.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему время погубило таких талантливых людей, как Надежда Кожушаная, Вячеслав Ерохин, Никита Тягунов?

Видите, в чем дело? Кожушаная — безусловно, Тягунов — безусловно (если брать «Ногу», а больше мы, собственно, ничего и не знаем), и, конечно, Ерохин,— они все были людьми все-таки 70-80-х годов, людьми той сложности, и когда настала новая простота, им всем стало нечем дышать. У каждого были свои причины, свои поводя для гибели.

В случае Ерохина это было, по всей вероятности, самоубийство, в случае Кожушаной — внезапная болезнь, в случае Тягунова — интоксикация, но совершенно очевидно, что делать им было нечего: их как-то срезало время. «И меня срезает время, как сточил твой каблук». Надо было обладать тогда очень гибкой психикой, чтобы не задохнуться в этом новом безвоздушном…

Как вы оцениваете творчество режиссёра Ивана Дыховичного?

Мне приходится говорить вещи, которые меня совершенно не радуют. Я очень любил Ивана Дыховичного как человека, но как режиссер он меня не устраивает совершенно. Тут, видите, есть такое явление, что, поработав с гением, люди недостаточно критичные сами начинают себя считать гениями. И потом, у гения так все органично и легко получается — на площадке, на сцене, — что актеру хочется ему подражать. Я это прекрасно знаю на своем опыте, потому что я поработал у Крымова в спектакле: в одной роли, в одном спектакле, но это так заразительно и так волшебно; сразу кажется: «Я тоже так могу». Надо уметь себя осаживать. Кто-то (например, Демидова, например, Смехов, например, Филатов), работая с Любимовым, при…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Что вы думаете о фильме «Профессионал» Жоржа Лотнера? Почему актер Жан-Поль Бельмондо так органично смотрится в роли майора?

Видите ли, какая история. Пафос «Профессионала» в том, что в честном бою профессионала победить нельзя. Ему можно только выстрелить в спину. И те люди, которые вас, профессионалов, нанимают, никогда не побояться вас сдать и в спину выстрелить. Они покровительствуют вам только до поры. Это к вопросу о дьяволе — покровителе художника. То есть до какого-то момента он вам покровительствует, пока вы ему не мешаете. Дальше или Бог должен вмешиваться, или надо, извините, соскакивать с этой иглы.

Что касается Бельмондо, мне он всегда был важен тем, что он человек высококультурный. Всю жизнь играл бандита, а был сыном скульптора, таким действительно очень наслушанным, насмотренным,…

Можно ли сказать, что фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе про Иисуса, который пытается избежать предначертанного финала, для того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью?

Ну конечно! Об этом и картина, что нас всё время пытаются отвлечь от творческого, или христианского, религиозного подвига разговорами про простую жизнь. «Но ведь можно же просто жить!». Он там, избежав креста, идет среди пейзажей и говорит: «Какая красота! А я-то и не замечал». Действительно, человек, который рожден для подвига, никоим образом не замечает благодати мира, его прекрасности — вкуса вина, вкуса еды…

Он же там умирает семьянином. И в конце он отвергает этот соблазн, представив свою смерть в окружении чад и домочадцев после долгой и прекрасной жизни. Он кричит: «Нет!», он в ужасе отвергает это и умирает на кресте со словами: «Я совершил».