Я не люблю фильм «Нога», но сценарий Кожушаной кажется мне великим. И вообще Кожушаная — великий сценарист. По-моему, это её работа, если я ничего не путаю. Сейчас вышел её двухтомник, это очень важное событие, спасибо «Сеансу». И потом, понимаете, Охлобыстин, который снялся там под псевдонимом Иван Чужой, по-моему, он там сыграл довольно сильно. По-моему, это тягуновская картина, Никита Тягунов, по-моему, её режиссер. Я не люблю этот фильм, но я признаю, что он ужасно талантлив.
Понимаете, «Муж и дочь Тамары Николаевны» я тоже не люблю. Мне вообще большинство фильмов 90-х годов не нравятся. Но они ослепительно талантливы. От них просто веет, брызжет этим талантом. Это были люди, не очень умевшие снимать кино. А Огородников, «Бумажные глаза Пришвина»? Это можно смотреть? Да невозможно! А Юфит? Но от этого пахнет талантом, новизной, экспериментом. Вот наиболее наглядный пример такой я, наверное, пережил, смотря фильм Сергея Соловьева «Одноклассники». Мне, может, не нравится эта картина, хотя она мне скорее нравится. И я вижу прекрасно все её недостатки. Но она ослепительно талантлива. Там в одной сцене, когда мальчик с девочкой мечутся по кровати, вот этот подростковый неумелый секс. Он там не дается, отбивается,— в одной этой сцене трехминутной больше таланта, чем во всем современном российском кино, кроме, может быть, Тодоровского. Потому что тему подростковой любви трудно снять плохо, а для Соловьева она родная, любимая тема, такое путешествие идеального через реальность, как он сам формулирует, и в «Наследнице по прямой» это есть. Это тонкая, хрупкая тема, тут не свалиться в пошлость невозможно. Но вот он в «Одноклассниках» сумел, и я с таким наслаждением посмотрел картину. Я за талантливость готов простить любую профессиональную неумелость.
Понимаете, я очень не любил фильм Дыховичного «Прорва». Он мне казался таким неуместно эстетским, тоже, по-моему, Кожушаная сценарист. И эстетизация сталинизма такая определенная там есть. Мне кажется, и слабый он, и неинтересный, но такой талантливый. И все они, и Уте Лемпер, и Сидихин, и все там такие талантливые. Вот это хочется пересматривать бесконечно. Поэтому к 90-м годам у меня такое же отношение: отвратительное время великих возможностей. Живейший кислород, который до сих пор там хлещет.