Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино
Педагогика

Насколько сериал «Кафедра» Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса отражает жизнь университетов в Америке? Нравится ли вам кампусная жизнь?

Дмитрий Быков
>100

Я не живу кампусной жизнью. Я участвую, конечно, в жизни университета, но я провожу там не очень много времени. Я люблю кампус, но при этом прекрасно знаю, что жизнь кампуса нервная, полная любовных страстей, полная одиночества, книжных и комнатных детей, которые приехали в университет и не вписываются в коллектив. Не все же там белозубые спортсмены, да и белозубых спортсменов свои терки. В общем, я прекрасно понимаю, что быть студентом очень трудно. Конечно, молодым быть легко и приятно. Но быть студентом, особенно сейчас, во времена величайшего перехода, антропологического расхода серьезного, – студенту трудно. Я потому и пытаюсь как-то смягчить студенту его взаимодействие с внешним миром.

Что касается жизни американских университетов, то, вы знаете, их левизна, их безумие, их идеологизированность сильно преувеличены. Американский университет занят прежде всего проблемой учебы. Он решает проблему, как сделать учебу максимально эффективной. Американский студент приходит учиться. Потому что деньги плочены, потому что за него родители отдали немалую сумму. И чтобы эту сумму каким-то кряком оправдать, ему надо брать от преподавателя тот максимум, на который он способен. Американские студенты не филонят: если он получает задание, он его делает. А если он делает доклад, он делает его фундаментально, умно и глубоко. Американский студент нацелен на эффективность, а не на просиживание штанов и не на романы с однокурсницами. То есть романы он себе не возбраняет, конечно. Но живет он интересами будущей работы, будущей карьеры. Более того, американский студент очень активен. Русский знает, что для его карьеры лучше промолчать. Американский студент знает, что для его карьеры лучше активничать, много говорить, устраивать конференции, постоянно выступать с какими-то инициативами. Ну и уж конечно, для американского студента клинически важно следить за современным положением дел – и в его науке, и в политике, и везде. Это самые внимательные читатели книг, газет и учебников. Это активные потребители современной культурной повестки. Они хотят выйти из университета с полным, исчерпывающим представлением о мире. Для русского студента университет – это отсрочка от жизни.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему вам не нравится экранизация романа «Мастер и Маргарита», сделанная Владимиром Бортко? Какой вы видите идеальную экранизацию Михаила Булгакова?

Понимаете, я не думаю, что у меня прохладное отношение к этому фильму. Я к этому фильму равнодушен. Нет, понимаете, если ты берешься экранизировать такую вещь, как «Мастер и Маргарита», тебе мало напроситься в соавторы к Булгакову. Тебе надо прочесть этот роман по-своему, тебе надо предложить концептуально иное прочтение книги, актуализировать в ней какую-то другую линию, например, показать, что такие, как Воланд и Пилат, единственные, кто может управлять этим миром. И они поэтому присланы сюда. Вот, скажем, визуализировать как-то концепцию Александра Мирера, что настоящий Христос как бы разделен у Булгакова на ипостась силы (условно говоря, на Пилата и Афрания) и ипостась добра (условно…

Кого бы вы назвали вашей любимой зарубежной актрисой?

Знаете, может быть, Жирардо… Тут, понимаете, поневоле начинаешь искать какой-то идеал внешности. Я не знаю, Бриджит Бардо в молодости, времен «Бог создал женщину». Или, может быть, я обожаю всех красавиц европейского кино 70-х годов, но я не могу же я сказать, что моя любимая актриса – Джулия Кристи или Сильвия Кристель. Хотя так совпало, что они ближе всего к моему идеалу женской красоты.

Из нынешних… Понимаете, в русском кино у меня есть четкий идеал женской красоты, это все понятно. Это Вера Глаголева. Я когда ее видел, у меня всегда дух перехватывало. Я никогда не мог смотреть на нее просто как на человека, она всегда была для меня таким божеством. Из ныне живущих зарубежных актрис мой…

Согласны ли вы, что в фильме Игоря Гостева «Беспредел» показано, что революция в России невозможна?

Нет, я так совершенно не думаю. Просто в фильме Гостева «Беспредел» показано то, чем обернется революция в России. Она обернется беспределом. Но сказать, что она невозможна и что она всегда будет оборачиваться так, беспределом,— нет, нельзя. Это верное предсказание о том, какова будет природа российских перемен. И Руслан Чутко, который сначала сыграл Плюмбума, а потом главного героя «Беспредела», он, мне кажется, многое почувствовал. Хотя «Плюмбум», конечно, как фильм, как произведение искусства, как метафора гораздо выше, чем «Беспредел», гораздо талантливее. Видите ли, то и произошло в России, что свобода выразилась в издевательстве над самой идеей свободы. Это очень горько. Наверное,…

Не показалось ли вам, что в фильме «Доме, который построил Джек» фон Триер через героя признается в своем творческом кризисе — герой смотри на свои дома, как режиссер на свои предыдущие фильмы?

Ради бога, очень может быть, но зачем при этом ставить такие эксперименты над зрителем, над формой, над гуманизмом. Это мне непонятно. Ну переживаешь ты творческий кризис — ради бога, зачем, так сказать, на ни в чем не виноватых людях срывать зло. Мне кажется, что это, наоборот, довольно жестокий эксперимент. И удачен этот фильм или неудачен, а режиссер уже пожаловался: «Мне жаль, что только восемь человек вырвало» или «Мне жаль, что только сто человек ушло». Жалко тебе и жалко. Я не сочувствую таким вещам. И маньяку, этому герою, я совершенно не сочувствую из-за того, что он дом не может построить. Действительно, смотри какая беда, проблема какая!