Женщина-мать и женщина-жена – это две очень разные лирические героини. И, пожалуй, главный конфликт в русской поэзии (особенно патриотической – это конфликт двух образов: «О Русь моя, жена моя» и Русь-мать. Это очень хорошо у Кушнера сказано, люблю это цитировать:
Отдельно взятая, страна едва жива.
Жене и матери в одной квартире плохо.
Блок умер. Выжили дремучие слова:
Свекровь, свояченица, кровь, сноха, эпоха.
Вот это самое точное определение главной проблемы русской поэзии – жене и матери в одной квартире плохо. Действительно, эти два образа – образ родины-жены и родины-матери – между собой не стыкуются. Поэтому сформулировать целостную концепцию родины в русской поэзии давно уже не удается. Родина-жена сострадает, жалеет, помогает и не требует, а просит. «Сколько просьб у любимой всегда, у разлюбленной просьб не бывает». Женщина-мать, наоборот, – это седая мрачная старуха, которая всегда что-то требует, главным образом за нее умереть. И все время, подобно Кабанихе, говорит: «С тех пор, как ты женился, милый мой, я прежней любви уже не вижу». Это довольно страшный образ.
Бывает, конечно, добрая мать, образ доброй матери, терпеливой. Но я ее не видел в патриотической лирике. Там всегда такая мать, «кума», как у Мандельштама («Я и сам ведь такой же, кума»). Я боюсь, что такая мать распространена шире. Это образ не просто требовательной, а карающей матери. Такой матери, которая в сознании большинства русских отождествляется с женщиной с плаката. И не прощает она ни малейшего взгляда в сторону.