Не знаю, но мне кажется, что в литературе примеров женщин-трикстеров поразительно мало. Я не могу найти. Все говорят: Мэри Поппинс или Пеппи Длинныйчулок. Мэри Поппинс — может быть, насчет Пеппи — сомнительно; Пеппи, скорее, продолжает диккенсовскую линию сиротки, из которой что получилось. Она может быть трикстером, но как-то я не наблюдаю в ней трикстерских черт. Понимаете, мне очень бы хотелось увидеть образ женщины-трикстера. Но я пока этого образа не вижу. Вы можете мне приписать, как всегда, сексизм,— ну не вижу пока. И разведчиц таких пока в литературе….
Знаете, по крайней мере есть одна женщина-трикстер в литературе: моя кузина Рейчел в романе Дафны Дюморье. Это блистательная книга, для меня одна из любимых. Но ведь Рейчел не трикстер… Носителем какой идеи, какой морали она является? Она неопределенная такая, амбивалентная, мы не знаем, добрая она или злая (кстати, это ключевой вопрос романа). Может быть, это лучший роман Дюморье по великолепному проведению этой линии амбивалентности, неопределенности. Я не знаю, честно говоря, можно ли Рейчел назвал трикстером. То, что рядом с ней не может быть партнера — это безусловно так, а вот является ли она носителем какой-либо новой идеи? Рейчел хороша уже, по крайней мере, тем, что она, подобно трикстеру проявляет людей, делает их как бы более определенными. Наверное, вот это единственная героиня (благодаря ее сложности), которую можно как-то поставить… Она, к тому же, великая авантюристка. Ее можно поставить в один ряд с великими трикстерами XIX века. Вот, кстати, идеальная была бы женщина для Холмса: представьте Холмса, расследующего дело Рейчел, дело об ее загадочной гибели. Ее, по-моему, сыграла Рейчел Вайс, тезка ее.