«Метеор» Чапека, я думаю, в последнюю очередь, потому что он все-таки не про это, а про вариативность судьбы, хотя эта тема там есть. Бегство от любви — масса таких сочинений в русской литературе. Но, может быть, бегства от любви довольно много у Мопассана. Но вообще это тема очень распространенная, вы мне можете сейчас сами накидать на память, потому что я об этом не думал, к этому вопросу я не готовился, хотя обычно перед началом программы все-таки просматриваю форум. Но вот здесь мне ничего не приходит на ум сразу, я просто помню, что это довольно частая ситуация в литературе.
Бегство от соблазна — это немножко другая история, как у Толстого в «Дьяволе», и то он очень радикально решил этот вопрос: он сначала, в первой концовке, убивает себя, а потом убивает ее. Это уж совсем радикальное решение. А вот когда человек задушил в себе людей, как у Юнны Мориц («За невлюбленными людьми любовь идет, как привидение»),— это, конечно, такой довольно бытовой, довольно будничный советский вариант, такой отказ. Да и потом, понимаете, сколько раз в жизни я с этим сталкивался, когда люди, думая, что они таким образом как-то морали служат, как-то сохраняют семью, допустим, а на самом деле душат то единственное, что стоило помнить и уважать. Таких историй довольно много, вот совсем недавно я недурную повесть об этом прочитал.