Ну это просто, в пандан моей лекции старой, «Механизмы вины у Оруэлла и Кафки». Дело в том, что для человека модерна, который живет в ощущении разрыва с традицией, чувство вины имманентно, постоянно, и оно постоянно ему внушается. Над Оруэллом довлеет чувство вины, когда он пишет «Памяти Каталонии», потому что он понимает, что он говорит вещи, которые нельзя говорить. Но он их видит, и он вынужден сказать. Кафка пишет об этом «Письмо к отцу». Главный инструмент управления массами в эпоху модерна — попытка внушить им чувство вины, за то, что они оторвались от корней, традиции, и так далее. В современном образовании это вообще работает очень просто, потому что современное образование на каждом шагу внушает ребенку чувство вины. Он должен соответствовать неким стандартам, если он нестандартно мыслит — то это уже преступление. Я не говорю о творческих, отдельных, прекрасных случаях, которые и вправду уже начинают становиться большинством, потому что школа не стоит на месте, она растет и развивается.
Но в массе своей школьное образование по-прежнему апеллирует к массе той же, к большинству, внушает школьнику ощущение, что он должен быть стандартизован, и сама стандартность ЕГЭ подгоняет его к неспособности мыслить. Ну уж какой простой, какой примитивный фрагмент из меня был взят в нынешнем ЕГЭ, и то школьники не поняли: «Мы не понимаем, о чем речь». Ну потому что вы привыкли, что вам говорят, что дважды два — четыре, а все, что два плюс два уже для вас находится за пределами этой парадигмы. Это странно и смешно. Поэтому да, в современном образовании, к сожалению, механизмы вины сложнее и влиятельнее, чем механизмы какого-то самостоятельного мышления. Что с этим делать? Либо отдавать ребенка в хорошую школу, либо много заниматься с ним самостоятельно.